Примерное время чтения: 12 минут
153

BLOG в помощь

На одной пресс-конференции ко мне подошел менеджер компании-участника и предложил познакомиться. Это было крайне важно для меня, поскольку я рассчитывала предложить этой компании совместный проект.

"С удовольствием",- ответила я и протянула визитку. "Спасибо, - сказал мне менеджер, - а адрес вашего блога можно узнать?" Никакого блога у меня не было, но я уверенно ответила, что готова выслать адрес через два часа, если он оставит мне свою визитную карточку. Через два часа я изучала инструкцию по заведению блога в интернете, через три часа оставила несколько записей, а еще через час выслала адрес блога менеджеру с пометкой "Мы привыкли к оперативным решениям :)". Через месяц мы подписали контракт и стали большими блог-друзьями.

Что такое "блог"?

Сегодня наличие или отсутствие у человека сетевого дневника, или блога, может способствовать определению его социального статуса. Быть блоггером теперь модно и выгодно, причем важно не только иметь личный авторский сетевой дневник, который открыт для всеобщего обозрения или для друзей, но и быть активным посетителем других журналов.

Но прежде чем играть в блоггеров, надо разобраться с термином "блог".

Достаточно набрать в поисковой строке Rambler, Google или Yandex это слово, чтобы получить представление о том, насколько неоднозначно определяет это понятие сам интернет. Наиболее емким, однако, будет следующее определение: блог - сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке.

Блоги на первый взгляд напоминают форумы, однако в последних авторы, часто анонимные и случайные, объединяются для общения по конкретным темам, а блоги ведут как личные дневники, продолжительное время и в более свободном стиле (что позволяет получить о виртуальном собеседнике достаточно четкое представление). Впрочем, обычный дневник мало кому показывают, а специфика блогов такова, что записи открыты для чтения, более того, читатели могут оставлять к ним свои комментарии.

Для большинства людей блог - наиболее естественный способ организации личного сайта. Именно личного: личностность - важная особенность блога, у блога всегда есть автор - живой человек (или авторы, если это групповой блог, или сообщество, "коммьюнити"). Ведение онлайнового дневника, или блога называется по-английски "блоггингом" (от англ. - blogging), а человек, ведущий блог, - "блоггером" (от англ. - blogger).

Как появлялись блоги

Не станем лукавить - человек по своей природе эгоцентричен и всегда стремится к тому, чтобы отделить свою территорию. Именно интернет-среда как нельзя лучше соответствует стремлению создавать self-пространство и позволяет при этом формировать любой образ и сохранять анонимность.

Такое интернет-явление, как "блоггерство" - логичный результат растущей потребности людей в общении и соучастии, потому что форма сетевого дневника дает возможность фиксировать события и мысли, комментировать, становиться частью любого сообщества и фактически оставить собственный след в постоянно меняющейся истории развития интернета, а значит, и влиять на нее. По сути, появилась целая виртуальная культура, в которой личность хоть и бестелесна и анонимна, но при этом автономна в своем действии.

Принято считать, что идея публичных авторских дневников принадлежит англичанину Тиму Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), который изобрел "всемирную паутину".

Уже к 1998 году был составлен первый список блогов, а через год был открыт первый портал, объединивший блоггеров - portal.eatonweb.com. Позже появилась блог-служба, чей российский аналог стал самым популярным среди сетевых графоманов и экспериментаторов, - LiveJournal.

Наконец, один из активных сетевых персонажей блоггер Петер Мерхольц переделал термин "web log" в "we blog", в результате чего родилось понятие "блог", которое в 2003 году было занесено в Оксфордский словарь. Люди по всему миру стали создавать дневники и выкрашивать их во все цвета радуги, прикрываясь возможностью оставаться до конца неузнанными, получая все больше возможностей создавать свою виртуальную жизнь такой, какой ее никогда не сделать в реальности.

Как зарождалась блог-культура в Рунете

Нашим Колумбом стал Роман Лейбов, известный сетевой персонаж. Пять лет назад, 31 января, в российском интернете им был зарегистрирован "аккаунт" (от англ. account - отчет, сообщение) первого сетевого дневника, а уже на следующий день появилась и первая запись, сделанная автором: "Проба пера. Попробуем по-русски... Смешная штука"

Сам Роман был абсолютно уверен в том, что нашел "правильную форму сетевой графомании и инструмент, прямо заточенный под эту задачу".

"Проба пера" удалась. Русские заявили о своем праве присоединиться к мировому блог-безумству и стали активно публиковать тексты, писать комментарии, вступать в диалоги, формировать "ленты друзей" ("френдленты") и создавать "коммьюнити" (калька с англ. слова community - сообщество), то есть формировать собственный многопользовательский журнал по интересам, записи в котором делаются всеми членами сообщества.

Сначала это были "живые журналы" (дословный перевод с англ. LiveJournal) людей, имеющих прямое отношение к интернету: просто потому, что они имели доступ к сети.

Сегодня "в моде" дневники пользователей, известных больше в обычной жизни, чем в сетевой (например, в журнал Galerist пишет Марат Гельман, а журнал Mr.Рarker ведет автор историй о Владимире Владимировиче и ведущий программы "Реальная политика" на НТВ Максим Кононенко (Mr.Parker).

Современный блоггер во многом отличается от своего прародителя - блоггерство пошло в массы.

Сегодня дневники ведут студенты, менеджеры, космонавты, певцы, боксеры, домработницы и даже дочки президента В.В. Путина (https://katya-and-masha.livejournal.com/). В последнее, конечно, верится с трудом, несмотря на достаточно занятные по своей информационной составляющей тексты и редкие семейные фотографии: не стоит забывать об элементе "маскарадности", присущем блог-культуре.

Самой популярной в России блог-площадкой считается "Живой журнал" (ЖЖ; LiveJournal, LJ; https://livejournal.com), который был создан американским программистом Брэдом Фицпатриком в 1999 г. для IT-коллег. С 1999 в российском ЖЖ завели сетевые дневники 10 160 250 человек!

Несколько слов о специфике российской блог-культуры. Выше уже шла речь о "маскарадности", которая является составляющим элементом блог-культуры в целом. Но удивительным является тот факт, что наша блог-культура вовсе не ограничивается виртуальным пространством, а давно выходит за границы интернет-формата. Так, например, многие популярные выражения, искусственно порожденные именно блог-феноменом, стали употребляться в обычной речи вне интернет-пространства. "Лытдыбр", "ржунимагу", "я плакать", "учи албанский!" и небезызвестное многим "аффтар жжет" можно слышать повсеместно и везде.

Подпишитесь на блог
Что такое блог-СМИ?

Очевидно, что блоги становятся мощным маркетинговым и административным информационным ресурсом. Идеологически подкованные блоггеры давно оценили блог-сферу как возможность изменить информационный ландшафт: они утверждают, что традиционные СМИ либо намеренно, либо в силу своего "невежества" игнорируют важные события и социальные явления - например, движение антиглобалистов. Блоггеры же способны и стремятся публиковать любую информацию. Александр Васильев приводит удачное сравнение:

"Журналистика блоггеров по сравнению с привычными СМИ - это все равно что живопись импрессионистов по сравнению с греческими и римскими профилями в исполнении академических художников".

Достаточно частым является предположение, традиционно высказывающееся представителями интернет-индустрии и основанное на наблюдениях за развитием движения блоггеров, о том, что однажды веблоги затмят традиционные СМИ.

Так Дейв Вайнер (работая в компании "UserLand Software", он публиковал спецификацию RSS 0.92, по мнению многих - создатель первого веблога) в статье "Weblogs will outrank the New York Times" утверждает, что к 2007 году за информацией станут обращаться к блог-СМИ, а не к таким зарекомендовавшим себя, но, к сожалению, утратившим свежесть взглядов изданиям, как The New York Times.

Звучит вполне логично: издания типа "Таймс" не могут охватить все, а блоги - могут. А вот иная точка зрения - мнение Мартина Низенхольца (Martin Nisenholtz), директора "Таймс":

"Читателям нужен объективный, логический и аккуратный источник информации. Новостная организация, как "Таймс" гораздо больше соответствует этим качествам, чем частные лица. Кроме того, феномен веблогов не представляет из себя ничего фундаментально нового в новостных медиа: "TheNewYorkTimes" публикует индивидуальные точки зрения в колонках колумнистов вот уже в течение ста лет".

Очевидно, что минусом блог-СМИ может быть то, что поначалу можно принять за плюс, - независимость от читателя, событий. В этом случае независимость может быть рассмотрена как хаотичность, отсутствие систематизации. "Times", к примеру, - это целая новостная индустрия, зависимая от читателей. Поэтому практически невозможно себе представить ситуацию, когда очередной выпуск "Таймс" не выйдет. А вот блоггера ничто не обязывает соблюдать периодичность, он не обязан освещать те новости, которые его не волнуют.

Тем не менее, движение блогов выявило тенденцию, которую онлайновая пресса игнорировала слишком долго. Если не прислушаться к желанию онлайновой аудитории творить самой, высокомерно называть блоги "анархическим журнализмом" и упираться на сохранении status quo, то публика уйдет туда, где сможет сама формировать содержание, комментировать его и обсуждать. То есть в блоги. Происходит своего рода зарождение новой формы обмена информацией - интерактивная форма, которая позволяет писать вместе с читателем.

Российская культура блог-СМИ только зарождается. Стали появляться странички разных СМИ и в популярном "Живом Журнале". Средства массовой информации начали новую борьбу за интернет-аудиторию, но блоговая СМИ-культура только складывается: полезность нового инструмента российские интернетчики уже осознали, но еще не научились его рационально использовать. В России пока есть только один настоящий блог, принадлежащий средству массовой информации - обновленному столичному журналу "Большой город". Его создатель, блоггер Николай Данилов по прозвищу Норвежский Лесной, занимается сайтом в свободное от основной работы время (Данилов - выпускающий редактор MosNews.com), - так и на Западе заведено. На блоге модератор может выложить, например, репортаж с события, на котором он сам присутствовал, или пространные рассуждения об особенностях московской архитектуры, или рецензию на какой-нибудь концерт. В принципе, так устроено и большинство иностранных блогов: сотрудники компании выкладывают на специальном сайте свои заметки (посты) на самые разные темы, а зарегистрированные участники имеют возможность их прокомментировать.

Как правило, странички СМИ в ЖЖ создаются "снизу", по инициативе сотрудников, большинство из которых - ЖЖ-пользователи со стажем. Иногда зачинщиками выступают читатели, а журналисты узнают о существовании своего блога уже постфактум - так было с онлайн-дневником Lenta.ru.

Пока ЖЖ-страницам различных СМИ удалось набрать в среднем около 200 "френдов", или "друзей" - постоянных читателей. "Просто нужно еще немножко времени, чтобы разобраться с этой новой игрушкой,- уверен Норвежский Лесной. - В средствах массовой информации скоро поймут, что это за инструмент, и научатся им пользоваться".

Будущее блог-сферы

Существует достаточно аналогов LiveJournal, работающих практически по тому же принципу сетевых дневников (Очень Живой Журнал, Dirty.ru, WordPress - русская версия, Авторский проект Алекса Экслера, Sell Me, Блог mblog.ru: все о блогах (дневниках) и др.). Однако пальма первенства пока что у Live Journal, и это объясняется принципом "кто первый встал, того и тапочки" .

Блоги популярны, это факт. О содержательной стороне мы уже говорили, но нельзя забывать и о технологии, которая превратила процесс обновления ресурса в набор из двух операций - набрал текст, нажал на кнопку и стал частью "всемирной паутины". Удобно ведь!

Впрочем, технологии не стоят на месте, в сети появляется все больше аналогичных проектов, предоставляющих пользователям помимо "стандартного набора" функций сетевого дневника дополнительные инструменты для формирования собственного пространства. Из последних, пожалуй, выделяется "Планета" - проект компании Rambler, который основан на принципе мультимедийности. По сути, это единый блок коммуникативных сервисов портала и позиционируется как средство создания пользователем интернета собственного представительства в сети, ядром которого становится мультимедийный дневник. В данном дневнике можно публиковать и просматривать не только текстовые сообщения и фотографии, но и видеоролики, которые выкладывает сам автор.

По мнению экспертов, в скором будущем сетевые дневники приобретут мобильную форму, а мобильные блоггеры смогут работать откуда угодно - с улицы, с пляжа, из ресторана. Некоторые делают это уже сейчас, но таких - меньшинство. Однако вы только представьте, что будет, когда это явление станет повсеместно распространенным. Любое происшествие в любом общественном месте - и рядом всегда окажется мобильный блоггер (назовем его так), который мгновенно сделает это происшествие достоянием гласности, опубликовав свидетельство в интернете. Сиюминутность и репортажность - составляющие будущей мобильной блог-сферы

Сейчас мобильный блоггинг стал по-настоящему популярным. Это произошло благодаря распространению камерафонов - мобильных телефонов со встроенными цифровыми камерами. Персональные блоги привлекают внимание монстров интернет-бизнеса. Google, Rambler, Microsoft - вот далеко не полный список компаний, уже открывших в интернете сервисы для ведения блогов, которые поддерживают публикацию фотографий с мобильных устройств. Судя по всему, это очень перспективное направление, тем более что камерафоны становятся все дешевле и совершеннее. Самые последние модели уже оснащаются качественными зум-объективами и 7-мегапиксельными матрицами. То ли еще будет.

Сомнения же не вызывает одно: революция в массовой коммуникации, которую свершили блоггеры, стерла все границы между теми, кто дает информацию, и теми, кто ее принимает, и у сознательных граждан есть отличная возможность не столько удовлетворить свои графоманские потребности и восполнить дефицит внимания, сколько создать собственное информационное пространство и подключить разные - интересные лично им - источники информации.

Заводите блоги, друзья!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно