Геннадий Хазанов: "Голодный сытого не разумеет"

   
   

ПОЧТИ год в Театре эстрады, которым руководит народный артист России Геннадий ХАЗАНОВ, не проходят эстрадные и театральные спектакли. На афише театра значится лишь мюзикл "Чикаго". В театральной среде поговаривают, что "эстрадники" в свой дом уже не вернутся. Об этом и о многом другом и состоялась наша беседа.

Так и умереть можно

- ГЕННАДИЙ Викторович, публика не всегда относилась к вам с обожанием. Два раза вас освистывали, захлопывали и вынуждали уйти со сцены прямо во время выступления...

- Да больше. Я думаю, это судьба дает знаки. Я вообще благодарен ей за то, что она довольно часто ставит меня в сложные положения, не оставляя ни минуты для наращивания творческого жира. Для меня ощущение, что ты знаешь секрет успеха, - серьезнейший симптом скорой кончины. Хотя лукавить не буду, опыт есть...

- А как у вас сердце, не останавливалось от шока? Уйти освистанным... Так и умереть можно.

- Можно. Я поэтому и принял решение уйти из сборных программ. Не вписываюсь я в усредненный формат. Хотя знаю, как добиться положительного результата с точки зрения зрительского успеха. Но внутренний голос сразу же задает вопрос: "А зачем?" В жизни осталось намотать не так много кругов, чтобы позволять себе роскошь не задавать подобных вопросов.

- Вы наметили день, когда прекратите выступать?

- Все в руках Бога. Не могу же я все знать. Знаете, у меня вообще никогда не было ощущения, что я могу все. Наоборот, всю жизнь я избавляюсь от страхов. Живу в режиме: "Ты не можешь, ты не можешь... А может, попробовать? Нет, не надо. Ты не сможешь". Так произошло со спектаклем "Ужин с дураком". Режиссер Леонид Трушкин просто прессинговал меня, а я делал все, чтобы уползти с театрального ковра. Но случился дефолт, и, чтобы не сложилось ощущения, что я из-за финансового кризиса ухожу со спектакля, я остался.

- Было время, когда шутить у нас вроде стало не над чем. И вся сатира свелась к анекдотам про тещу.

- Если есть жизнь, значит, есть и повод для иронии, для шутки. Мне сегодня больше хочется не обличать, не изобличать, а нести некое понимание к судьбе того, кого ты показываешь. Для артиста главное - сострадание. Хочется надеяться, что есть вещи в юморе, которые объединяют людей. Человек несовершенен и всегда будет несовершенен. Меня вовсе не интересует смех сытых над голодными. Вот смех голодных над сытыми имеет большую мотивацию с точки зрения гуманизма. Простите за высокий слог.

- Складывается впечатление, что сегодняшнее телевидение поделено: на одном канале - Петросян, на другом - круглосуточный "Аншлаг". Что стоит за этим - реальные пристрастия зрителей или деньги?

- Спрос рождает предложение. Как бы иронически я ни относился к рейтингам, но если передача "Аншлаг", поклонником которой я не являюсь, востребована, значит, она нужна. Если я и смотрю эту передачу, то только для того, чтобы определить, какая планка на сегодняшний день является предметом массового спроса. И чем больше об этом думаю, тем больше понимаю правильность ухода с этой дороги.

Моя совесть не сборит

- АРКАДИЙ Райкин вписался бы в сегодняшний день?

- Не думаю. Время выбирает своих лидеров, свои знаковые фигуры. Мы живем в то время, когда тот же Максим Галкин есть некая знаковая фигура сегодняшнего времени. Но времена меняются...

- Вам нынешнее время нравится? Не жалеете, что в 91-м году стояли на баррикадах?

- История страны не может определяться десятью годами. Я все равно верю, что буря, которая неслась над страной в течение этих лет, начинает утихать. А прошлые социально-экономические землетрясения были неизбежны. Как сказал один мудрый человек после революции 1917 года: "Неправда, что революция изменила людей. Те, кто был хорошим, стали еще лучше. А плохие стали еще хуже".

- Как нынешняя власть относится к артистам? При Ельцине сатириков любили.

- Могу отвечать только за себя. У меня никакого желания заниматься критикой власти нет. Для этого существуют партии, выборы, СМИ. Моя профессия - актер, и меня кикбоксинг с властью не интересует. А посему никаких ударов от нее я не получаю. Более того, находясь на государевой службе, я обязан существовать в режиме уважения к той вертикали власти, в которой нахожусь сегодня. Что будет завтра, одному Богу известно. Но заниматься реконструкцией театра, а потом выходить на сцену, чтобы ради успеха у конкретного зрителя обвинять, что нами руководят не те, кто должен, мне кажется некоторой долей хамства. Мне могут задать вопрос: "Не сборит ли при этом совесть?" Нет, моя совесть не сборит. Потому как я никаких хрустальных замков по поводу того, что есть какая-то идеальная власть, которая может вызывать только слезы умиления, не строил.

Театр не продается

- В ПОСЛЕДНЕЕ время Театр эстрады воспринимается как владение "Чикаго". Говорят, Киркоров чуть ли не купил театр...

- Разговоров о том, чтобы он стал частным, даже не ведется. Федеральный центр и Москва вложили и вкладывают сюда деньги вовсе не для того, чтобы кто-то из амбициозных господ - будь то Киркоров, Пугачева или Хазанов - приобрел театр в собственность. И это правильно. Театр в состоянии прожить без частного хозяина. Я рассматривал свое пребывание на посту художественного руководителя как попытку вернуть зрителя в театр. Могу назвать вам официальные данные: 15 мая 1995 года в Театре эстрады давался сборный концерт, на который было продано 13 билетов. Для того чтобы публика снова стала приходить к нам, пришлось перепробовать не один вариант. У каждого отрезка времени есть свои целесообразности. На первом этапе было необходимо, чтобы на этой сцене играли самые громкие имена - Инна Чурикова, Валентин Гафт, Алиса Фрейндлих. Но к концу сезона 2001/ 2002 появилась опасность чрезмерного увлечения антрепризными проектами, на которые приглашались бы чужие артисты, и тогда театр потерял бы собственное лицо. Если говорить об эстрадной стороне деятельности - концертах, то она не затихала только по пятницам, субботам и воскресеньям. Круг исполнителей сузился, советская эстрада, увы, закончила свое существование. А российская вступила, как и вся страна, в рынок, именуемый шоу-бизнесом, и, как только встал вопрос об экономической целесообразности, подавляющее большинство исполнителей сами потеряли интерес к Театру эстрады как к слишком камерной, с их точки зрения, площадке. А какая-то часть людей просто выработала свой потенциал и перестала интересовать зрителей. Поэтому хирургические методы были необходимы. Кому-то просто пришлось отказать в праве выступать на сцене Театра эстрады.

- Вы многих друзей таким образом потеряли?

- Ну а что делать? Это ведь не мой театр. И как бы мне ни было дискомфортно уходить со сцены Театра эстрады (я ведь тоже прекратил свои выступления), но "Чикаго" на сегодня - это своего рода перекачка крови. И я не могу не восхищаться профессионализмом артистов мюзикла. Такой самоотдачи я не видел давно. Это дорога новая, во многом неизведанная, поскольку мюзиклы не наше родное изобретение. Хотя если вспомнить "Юнону" и "Авось", идущую в "Ленкоме" уже 25 лет, никакого открытия Америки не произошло. Мюзиклы, пришедшие в Москву, напоминают мне экзотические продукты, которыми заполнены наши магазины. Приживутся они или нет - вопрос времени.

Что такое успех

- ЧТО, по-вашему, является лучшим выражением успеха? Полные залы?

- Если в Театре эстрады сегодня объявить концерты Ростроповича, то мы вряд ли соберем много людей.

- Ну на Ростроповича-то соберете.

- Я же сказал не "концерт", а "концерты", которые должны идти каждый день, кроме понедельника. Но мой скепсис по поводу аншлагов на его возможных выступлениях вовсе не значит, что Ростропович не является мерилом высочайшего мастерства, граничащего с гениальностью. В российской массовой культуре - а именно на это рассчитан спектакль, который играется каждый день, - есть проблемы социально-экономического характера. К примеру, отсутствие среднего класса, людей, которые готовы платить за билеты на театральное шоу довольно большие деньги. Но к мастерству исполнителей это не имеет никакого отношения.

- Пока театр сдан в аренду, вы лично чем занимаетесь?

- Отыграл 157-й спектакль "Ужин с дураком" на сцене Театра им. Вахтангова. Сейчас собираюсь на гастроли со спектаклем "Слуга трех госпож".

- Вы на афише к этому спектаклю так похожи на Пушкина. Хотели сыграть какой-нибудь реальный исторический персонаж?

- С Пушкиным случайно получилось. Если говорить о конкретных исторических фигурах, то, наверное, я бы сыграл только Наполеона. Но эту роль переиграло так много артистов, что я лучше пока подожду.

За последние два месяца побывал с концертами в Туле, Новомосковске, Череповце, Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде. У меня не закончилась концертная жизнь - она несколько сократилась, поскольку я занят в театральных проектах.

- Ну и напоследок, пожалуйста, любимый анекдот от Геннадия Хазанова для читателей "АиФ".

- Анекдот - это не женщина, которую выбирают на всю жизнь. У меня есть любимая фраза, которая принадлежит Станиславу Ежи Лецу: "Временами несгибаемая позиция - это результат паралича".

Анекдот от Хазанова

Стояли два гриба: мухомор и белый. Идет грибник.

- Эх, - вздыхает белый, - сейчас резня начнется...

- Не знаю, как резня, а ногой в морду я точно получу!

Смотрите также: