НТВ - чьим оно будет?

   
   

"При таких условиях в любой стране вероятным исходом стало бы принятие кредиторами на себя управления делами НТВ".

Питер Экман, американский эксперт

ВОТ уже 10 месяцев разыгрывается драматическое "действо", основными персонажами которого выступают "Медиа-Мост" в лице телекомпании НТВ (его главный "кормчий" Владимир ГУСИНСКИЙ находится под домашним арестом в Испании) и "Газпром-Медиа" в лице генерального директора Альфреда КОХА. И кажется, что эта эпопея подходит к концу.

ВСЕ началось 11 мая прошлого года с обыска в штаб-квартире "Медиа-Моста" в Большом Палашевском переулке, куда "пожаловали" люди в масках. За прошедшие 10 месяцев чего только не было: выемки документов, бесконечные взаимные обвинения и судебные тяжбы в России и за рубежом. Как в каждой лихо закрученной пьесе, здесь есть своя интрига, которая вкратце сводится к следующему: кто является сегодня собственником 19% акций НТВ. Эти акции по соглашению, подписанному в ноябре, были залогом в счет погашения долга "Медиа-Моста" "Газпрому". Цифра малой не покажется, если учесть, что "Газпром" уже владеет 46% акций НТВ. При наличии 65% он становится обладателем контрольного пакета, т. е. практически полновластным хозяином телекомпании. Что следует за этим? НТВ перестает быть независимой негосударственной компанией (ведь сам "Газпром" в значительной степени - образование государственное), неизбежны перестановки в руководстве, изменения в редакционной политике и, возможно, в журналистском корпусе.

В "пьесе", как и полагается, есть "темные силы". В этом качестве выступают Генпрокуратура, проводящая бесконечные обыски и аресты, а также многочисленные инстанции, через которые проходят судебные иски.

Есть и другие, отнюдь не второстепенные действующие лица, от которых напрямую зависит будущее телекомпании. В первую очередь - президент Владимир Путин, к которому апеллируют журналисты НТВ, а также американский телемагнат Тед Тернер, хорошо известный во всем мире как создатель CNN, выразивший желание приобрести акции НТВ. "Медиа-Мост" и его сторонники громогласно заявляют, что все происходящее - это грубый прессинг, преследование независимой прессы и покушение на свободу слова в России.

Ему вторят многие политики (так, Григорий Явлинский говорит о "политическом погроме"), а также большинство зарубежных политологов и газет.

Кремль и "Газпром", наоборот, настаивают на том, что проблемы Гусинского и "Медиа-Моста" - чисто финансовые и лежат исключительно в плоскости бизнеса, где спор ведут два хозяйствующих субъекта. Истина, видимо, как всегда, где-то посередине. Политическая составляющая конфликта, непомерное вмешательство Генпрокуратуры, давление со стороны других государственных структур - все это есть, и отрицать это негоже. Но нельзя не видеть и финансовой стороны дела. Ведь сущая правда, что "Медиа-Мост", как и входящее в холдинг НТВ, "в долгу, как в шелку". А долг есть долг, и платить по долгам необходимо. Это в порядочной семье внушают детям еще с малолетства. Именно об этом говорит в своей статье в газете "Москоу таймс" американский профессор по финансам и бизнесу Питер Экман, упрекая своих же соотечественников из газет "Вашингтон пост" и "Лос-Анджелес таймс" в "нехватке объективности" при освещении конфликта. Игнорируя финансовый фактор, считает профессор, замалчивая огромные долги НТВ, журналисты "вводят в заблуждение общественность". Он приходит к безрадостному выводу: "Экономически "Медиа-Мост" мертв".

До лета 2000 г. его долги оценивались в 800 млн. - более 1 млрд. долларов. "При таких условиях, - заключает Экман, - в любой стране вероятным исходом стало бы принятие кредиторами на себя управления делами НТВ".

Филантроп или жесткий бизнесмен?

НЕУДИВИТЕЛЬНО, что в такой печальной ситуации у многих возникает вопрос: "Зачем телемагнату и богачу Теду Тернеру вкладывать 300 млн. долл. в спасение компании, близкой к банкротству?" Поступок, прямо скажем, неординарный. Но кто сказал, что Тед Тернер - ординарный человек? Скорее, он человек рисковый, который подобных "зачем" слышал немало в своей жизни. Его невероятная и неуемная энергия известна всем, кто хоть однажды видел Теда. Дерзкий и отчаянный, он мчится по жизни, не боится, а, наоборот, любит рисковать, предвкушая победу.

Ему не раз приходилось быть на краю финансовой гибели. На счету миллиардера-филантропа множество других неординарных акций: погашение из личных средств задолженности США перед ООН, создание при Организации Объединенных Наций "Фонда Тернера", передача ООН 1 млрд. долларов "на нужды человечества" и т. п. По его мнению, сегодня надо спасать всех - детей, птиц, деревья, Мировой океан.

При этом Тернер остается жестким бизнесменом, прекрасно умеющим зарабатывать деньги. "Он носит будущее в голове, - говорят о нем коллеги. - Как тигр, который никогда не перестает двигаться, он вместе с тем обладает колоссальным чутьем бизнесмена".

Так что предполагаемые инвестиции в НТВ - это не акция филантропа.

Подсчеты журнала "Форбс" в 2000 г. показали: Тед - 30-й в списке самых богатых людей мира с капиталом в 8,3 млрд. долл. (сегодня эта цифра наверняка снизилась в связи с общим спадом в американской экономике).

Бесспорно, главное детище Тернера - созданный им телеканал Си-эн-эн. Сегодня никто не сомневается в мировом лидерстве этого канала. Но 20 лет назад, когда Тернер вложил в его создание весь свой капитал, даже друзья считали его почти сумасшедшим.

Тернер и мы

ИСТОРИЯ взаимоотношений Тернера с нашей страной, к которой он испытывает долгосрочный непреходящий интерес, - это, как говорится, "отдельная песня". А вот и некоторые факты.

Ввиду различных политических коллизий американцы не участвовали во всемирной Олимпиаде в Москве в 1980 г., а советские спортсмены соответственно - в Лос-Анджелесе четырьмя годами позже. Именно Тернер придумывает и организует Игры доброй воли, чтобы "вывести обе страны на игровое поле". При этом теряет огромные деньги: 26 млн. долл. - в Москве в 1986 г. и 44 млн. - в Сиэтле (штат Вашингтон) в 1990 г.

Когда в начале 90-х гг. впервые заговорили о реконструкции Большого театра, не кто иной, как Тернер весьма благосклонно отнесся к предложению принять балет Большого на длительное время под свою эгиду и понести при этом ощутимые затраты. Правда, вскоре его сумели от этой мысли отговорить.

В 1990 г. он привез в Россию обновленный по современным технологиям вариант своего любимого фильма "Унесенные ветром", а в 2000 г. на наших телеэкранах появился многосерийный документальный фильм "Холодная война", снятый по инициативе Тернера и на его деньги.

Именно Тернер в 1992 г. был одним из учредителей совместного телеканала ТВ-6. Другое дело, что затем его "вытеснили" оттуда российские олигархи, присмотревшие для себя этот лакомый кусок.

Когда в России случился кризис 1998 г., не могли достроить здание Фонда Горбачева. Тернер дал деньги на завершение строительства, а во время своего короткого визита в Москву (всего 54 часа) в мае прошлого года привез в подарок фонду целую библиотеку.

НТВ и США

ПО СЛУЧАЙНОМУ стечению обстоятельств встреча Тернера с президентом Путиным в Кремле состоялась именно 11 мая прошлого года - через 4 дня после инаугурации президента, в день начала "саги НТВ", как ее окрестили на Западе. Ярый сторонник ядерного разоружения, он сообщил президенту, что готов отдать немалые деньги на уничтожение российских ядерных боеголовок, с тем чтобы поставить точку в "холодной войне".

Знали собеседники друг друга еще с 1994 г. по совместной работе на Играх доброй воли в Петербурге, где в ту пору наш президент был заместителем Анатолия Собчака и занимался в том числе и международными связями.

Судя по отзывам, Владимир Путин считает своей прерогативой сохранение творческого коллектива НТВ и ее негосударственного статуса. Об этом он говорил неоднократно, а также написал в письме Теду Тернеру, что положительно относится и поддерживает его намерение инвестировать в компанию.

В какой-то степени вопрос независимости НТВ стал фактором российско-американских отношений. Советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс встретилась в Вашингтоне с заместителем главы "Медиа-Моста" Игорем Малашенко по его настоянию. "АиФ" стало известно, что поначалу госпожа Райс от этой встречи отказывалась. Тогда Владимир Гусинский позвонил из Испании Бобу Страусу - послу США в России в бытность Буша-старшего. Страус через бывшего патрона сумел "нажать" - и встреча состоялась.

Новая администрация Буша не скрывает своей заинтересованности в сохранении независимости российских СМИ. Известно, что Тернер обговаривал свой план с госсекретарем Колином Пауэллом, а тот в свою очередь - с министром иностранных дел России Игорем Ивановым. Кстати, до назначения на новый пост Пауэлл входил в совет директоров Интернет-компании "Америка Онлайн", членом руководства и совладельцем которой после слияния с "Тайм Уорнер" стал и сам Тернер. Правда, в новорожденном гиганте, куда Тед привел всю свою "империю", включая Си-эн-эн, он играет не "первую скрипку", хотя и является вице-президентом. Ему уготована лишь роль стратега, чего явно недостаточно для человека его энергии и амбиций.

Намереваясь вложить огромные деньги в НТВ, возможно, впервые в жизни Тернер решил подстраховаться. Ему нужны гарантии того, что компании "Моста" не будут закрыты налоговиками, а государство не изымет лицензию на вещание НТВ. Переговорщики магната оказались людьми весьма мобильными: они готовы были вести переговоры и на Западе (в частности, в Лондоне, куда прибыли в январе и куда Генпрокуратура помешала выехать представителям НТВ), а также в России. Здесь с ними встретились в "Газпроме" (напомним, что Дмитрий Медведев - 1-й замглавы администрации Кремля является и председателем совета директоров "Газпрома") и дали понять, что главная, первоочередная задача - "разделаться с Гусинским". Правда, фигура Гусинского в настоящее время непривлекательна не только для российской власти: один из членов консорциума, созданного Тернером для покупки акций "Медиа-Моста", философ и филантроп Джордж Сорос также требует "вывести из игры" Гусинского, оставить его "за кадром".

Пока Тернер и консорциум, куда входят солидные западные бизнесмены и организации, не получили нужных гарантий от Кремля, хотя и сейчас Тед готов "в любой момент позвонить Путину" и предложить "элегантный" цивилизованный выход из конфликта, который наносит вред репутации России.

Кажется, появляется надежда, что никому не нужный конфликт может быть вскоре улажен.

Так, сегодня Гусинский готов продать свои акции в НТВ и в трех других медиакомпаниях холдинга (НТВ+, ТНТ и издательский дом "Семь дней") консорциуму во главе с Тернером.

Неожиданно для многих Альфред Кох, находясь в США, заявил, что поддерживает инвестирование консорциума в НТВ и что "Газпром", после того как свои акции продаст Гусинский, будет готов продать и часть своего пакета (последние сообщения свидетельствуют, что консорциум собирается приобрести не 25% акций, как планировалось ранее, а 60%).

На ожесточенную борьбу с "Медиа-Мостом" "Газпром" уже потратил миллионы долларов.

И, наконец, сам Евгений Киселев заявил на днях испанской газете "Эль Мундо", что договор о продаже акций НТВ иностранным инвесторам "реален, как никогда".

Что ж, чем скорее закончится эта бесславная эпопея, тем лучше для всех нас - телезрителей.

Смотрите также: