МИРОВОЙ кинематографический год заканчивается только в марте - когда раздают "Оскаров". А многие самые важные голливудские фильмы придерживаются прокатчиками и выпускаются под Рождество, после чего подсчитываются и окончательные суммы сборов. Но даже сейчас есть повод кое-что подытожить и спрогнозировать.
Женственность по-американски
СРЕДИ больших голливудских хитов самым крутым считается "Гладиатор" Ридли Скотта: он отхватил больше всего номинаций на "Золотой Глобус" и наверняка не будет обойден вниманием киноакадемиков, присуждающих "Оскары". Конкурировать с ним готовятся сразу две ленты Стивена Содерберга - "Контрабанда" и "Эрин Брокович". В последней играет Джулия Робертс: она почти наверняка получит "Оскар" за роль вульгарной матерщинницы и матери-одиночки, которая отстаивает правое дело, борясь с отравляющей сточные воды корпорацией. Таков сегодняшний политкорректный образ "женственности по-американски".
Вряд ли стоит ожидать особых сюрпризов и в борьбе за актерские призы у мужчин. На них будут претендовать уже увенчанные "Оскарами" и прочими наградами Том Хэнкс, Джеффри Раш, Майкл Дуглас, Роберт Де Ниро, Мел Гибсон, Джордж Клуни. Добавим к ним Джима Керри - Гринча, укравшего Рождество, Рассела Кроу из "Гладиатора" и единственного новичка такого рода состязаний - испанца Хавьера Бардема (фильм "Пока не наступит ночь").
Из чисто развлекательных картин в нынешнем сезоне выделяются вольная трактовка "Одиссеи" Гомера, которую изобретательные братья Коэны перенесли в Америку времен Великой депрессии (их фильм называется "Где ты, брат мой?"), и экскурс в рок-н-ролльные 70-е годы "Почти знаменитые".
Танцующая в глубинке
В ЕВРОПЕ 2000 год не был совсем уж плохим и даже принес пару-тройку выдающихся фильмов. Так же как 1990-й стал "годом Линча", а 1994-й - "годом Тарантино", нынешний можно назвать именем Ларса фон Триера, чья "Танцующая в темноте" не только победила в Канне и была признана лучшим фильмом Европы, но вызвала самый громкий, не всюду, впрочем, позитивный, резонанс.
Он не обошел и Россию. Полумиллионнодолларовые сборы за пару месяцев проката - рекорд для европейского арт-фильма. Машины "Скорой помощи" дежурят у провинциальных кинотеатров, где чересчур эмоциональные зрительницы хлопаются в обмороки. В общем, Триер задал жару. Нравится не нравится, но это очевидный лидер года, самая главная его художественная провокация. Хотя к провокациям хитрого датчанина пора бы уже привыкнуть и так нервно на них не реагировать.
Ну а за пределами Датского королевства среди европейцев впереди, как всегда, французы. Их мини-Голливуд выдает солидный ассортимент: от коммерческих хитов типа "Такси-2" Люка Бессона (в качестве продюсера) до камерных и штучных изделий вроде "Под песком" Франсуа Озона и "Дело вкуса" Бернара Раппа.
Азиатский набег
СНАЧАЛА думали, что это мода, но может ли мода не меняться целое десятилетие? Продолжается набег восточных кинематографий. Китайские, японские, иранские фильмы делают погоду на фестивалях. В Венеции победил "Круг" - первый опыт иранского феминизма. А больше всего говорили про корейский "Остров" - одновременно лабораторию садомазохизма, вывернутую наизнанку love story и шедевр живописно-поэтического кино. Слово "наизнанку" надо понимать буквально: герои-любовники в порыве мазохизма заглатывают и вставляют в прочие отверстия в теле рыболовные крючки, а потом вытягивают наружу внутренности. Насладиться этим зрелищем смогут уже в январе зрители московского фестиваля "Лики любви".
Стоит вспомнить и "Дьяволов на пороге" - черно-белую китайскую картину о Второй мировой войне, которая чуть не победила "Танцующую" в Канне. И гонконгское "Любовное настроение": эта изысканная мелодрама культового режиссера Вон Кар-вая с блестяще стилизованными под 60-е годы интерьерами и костюмами триумфально прошла по экранам Парижа и, начиная с тех же "Ликов любви", пойдет в российском прокате.
Целая серия громких восточных фильмов вышла в российский прокат в рамках дистрибьюторского "Проекта 35": это и "Табу" Нагисы Осимы, и "Кубок", снятый в качестве режиссера тибетским ламой Кхентце Норбу, и два искрометных корейских боевика - "Шири" и "Спрятаться негде". Но вот самый главный восточный хит - "Крадущийся тигр, прячущийся дракон" американца китайского происхождения Энга Ли - пока не дошел до наших экранов.
Между тем этот почти балетный "экшн" с восточными единоборствами, напоминающий одновременно киносказки Александра Птушко, может стать главной сенсацией "оскаровской" гонки. Это редчайший случай.
Смотрите также:
- Ушедший киногод: любовь, пластическая хирургия и немного зла →
- Взгляд из-под моста между Востоком и Западом →
- Милла Йовович гордится русскими корнями →