Сергей Игнатьев: "Будем снижать инфляцию"

   
   

ВИКТОР ГЕРАЩЕНКО подал в отставку. 12 марта на стол президента легло заявление об уходе, 15 марта Владимир Путин его подписал. Главная причина, как говорят в администрации президента, - состояние здоровья бывшего председателя Банка России. "Так что разговор о взаимосвязи этой отставки с обсуждением в Думе закона о Центробанке несостоятелен", - сказал нам представитель президента в парламенте А. Котенков.

ПРЕЗИДЕНТ уже подготовил замену - первого заместителя министра финансов Сергея Игнатьева. Именно он был автором тех самых поправок в закон, ограничивающих самостоятельность ЦБ, которые так не нравились Геращенко. В понедельник состоялось обсуждение кандидатуры нового главы Банка России в Думе, и Сергей Михайлович ответил на некоторые вопросы.

- Геращенко очень опытный человек. Его уход многие расценили как сигнал: зная о состоянии нашей финансовой системы, он решил уйти до того, как грянет гром. Можете ли вы развеять эти опасения?

- Так считать - ошибка. Валютные резервы Центрального банка сейчас таковы, что он может отразить любую спекулятивную атаку на рубль. Что касается исполнения бюджета, то нам пока удается исполнять его, несмотря на то, что цена на нефть в последние месяцы составляет 18 - 19 долларов за баррель, а рассчитан он был при цене 23 доллара.

- Если вашу кандидатуру утвердят на должности председателя ЦБ, каковы будут ваши первые шаги? Девальвация?

- На мой взгляд, последние два года ЦБ проводил абсолютно адекватную курсовую политику. Пока цены на нефть оставались высокими, валюты в страну поступало много, ЦБ обесценивал рубль по отношению к доллару на 0,4-0,5% в месяц. Когда ситуация изменилась и приток валюты резко сократился, банк несколько ускорил номинальную девальвацию. С ноября курс доллара повышался примерно на 1% в месяц. При этом валютные резервы ЦБ более полугода практически не уменьшаются. По-моему, курс не завышен и не занижен, он реально отвечает текущей конъюнктуре.

- В 1991 году вы из доцентов сразу попали в заместители министра экономики. Вам повезло?

- Это было время призыва в правительство людей из науки. Не все из этого призыва удержались надолго. Мне повезло.

- Сергей Михайлович, вы родом из Санкт-Петербурга. Как давно вы знакомы с Владимиром Путиным?

- Я познакомился с ним недавно, уже после того, как он стал президентом. В совещаниях, которые он проводил, я участвовал не слишком часто.

- Вы сами готовы выполнять поправки, ограничивающие независимость ЦБ?

- Несколько ограничивающие - да. Если функции Центробанка станут такими, как предлагает правительство, то независимости у ЦБ будет чуть-чуть меньше, но не в кредитно-денежной политике, а лишь в плане расходования средств на собственное содержание. Центральный банк можно сделать прозрачным. Было бы желание.

- Сейчас действует ограничение для экспортеров: они обязаны продавать на торгах половину валютной выручки. Из этих средств формируются валютные резервы Центробанка. Экспортерам, естественно, это не нравится. Не собираетесь ли вы снизить норматив?

- Когда принималось решение о снижении обязательной продажи валютной выручки с 75% до 50%, я лично поддерживал его. На состояние валютных резервов это решение повлияло очень незначительно. Возможно, если бы норматив остался 75%, сейчас бы валютные резервы были на миллиард долларов больше и, соответственно, на миллиард долларов были бы меньше остатки на валютных счетах. Тем не менее я бы поостерегся форсировать дальнейшее снижение этого норматива. Надо подождать некоторое время, нормализовать ситуацию.

- Центробанк при Геращенко жестко держал валютную ситуацию под контролем. Еле-еле пробили закон, облегчающий предпринимателям работу со счетами за границей. Скрепя сердце, позволили россиянам иметь вклады в зарубежных банках. Не дадите ли капиталу большую свободу?

- Я сторонник постепенной либерализации валютного контроля. Поспешные движения могут создать серьезный риск для устойчивости валютного рынка и для банковской системы. Представьте, что у нас полная свобода на открытие и закрытие счетов за границей при том, что наша банковская система совершенно непрозрачна. Да малейшее возмущение в экономике, просто глупые слухи могут привести к необратимым последствиям.

У людей должно появиться доверие к властям. А для этого бюджет должен быть сбалансированным, и не год или два, а в течение нескольких лет. Второе - это укрепление банковского сектора, улучшение банковского надзора, введение системы гарантирования вкладов. С этой проблемой тесно связана проблема перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Без этого невозможно получать надежную информацию о банках, в том числе и для банковского надзора. В общем, на отмену валютного контроля, по-моему, необходимо лет пять.

- Если не секрет, как вы храните свои сбережения?

- Лично у меня банковского вклада нет. Живу от зарплаты до зарплаты. Жена свои сбережения хранит в Сбербанке.

- Не боитесь за их сохранность? Ведь ставка в Сбербанке едва-едва покрывает инфляцию.

- Значит, будем снижать инфляцию. Я считаю, что инфляция снизится до 12-14% годовых.

Смотрите также: