Охота за черным золотом

   
   

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ автономном округе, где работает компания "ЮКОС", добывается более половины всей российской нефти. Это в два раза больше, чем в Объединенных Арабских Эмиратах. Но нефтяные города приравниваются к районам Крайнего Севера, и государство думает переселить жителей в центральные районы. Наш корреспондент отправился в Сибирь, чтобы посмотреть, что на самом деле происходит с этими городами.

Черные фонтаны

НЕФТЯНЫЕ месторождения находятся прямо в тайге. К тем, что были освоены еще в советские времена, ведут асфальтовые дороги. До остальных среди болот и заводей прокладываются песчаные пути.

Буровая вышка походила на маленький заводик с металлической стойкой посередине. Под моими ногами на глубине 2500 метров cпряталось нефтяное озеро. Я рассчитывал вот-вот увидеть нефтяные фонтаны, бьющие из земли.

"Фонтаны бывают только в кино, - огорчил меня мастер буровой бригады Алексей Грязнов. - Если нефть вырвется из земли - это катастрофа. Она вспыхнет, и начнется пожар".

На вид свежедобытая нефть - это грязная жижа, на 10-40% состоящая из воды. В некоторых регионах доля воды достигает 95%. Воду отделяют и только потом чистую нефть отправляют на нефтеперерабатывающий завод. Кстати, на мировом рынке баррель нашей нефти дешевле арабской или норвежской на 2-3 доллара: в российской нефти содержатся вредные примеси серы.

После буровой мы попали на нефтедобывающий участок. План цеха - около 10 тысяч тонн нефти в сутки. Если он выполняется, то рабочие получают премии, достигающие половины оклада. У рабочих фирменные чистые спецовки. Оборудование: баки, насосы - аккуратно покрашено и даже блестит. Руководство платит и премии "за культуру производства". Если на рабочее место приятно посмотреть, то к зарплате прибавляют 1-2 тысячи рублей.

Главное - стабильность

ИЗ НЕФТЕЮГАНСКА мы отправились в другой легендарный нефтяной город - Стрежевой. Строился он в чистой тайге в 1966 году. Сначала здесь были лишь деревянные бараки. Потихоньку город стал строиться. Появились кирпичные здания. Но в 90-х экономическая ситуация ухудшилась. Государство не смогло нормально управлять отраслью. Падение добычи стало катастрофическим. Люди стали уезжать. Оставались только потомственные нефтяники. Жилье продавалось за копейки. Однокомнатную квартиру можно было купить за 50-100 тысяч рублей. Говорят, отдавали жилье даже за то, что покупатель брал на себя долги по квартплате.

Теперь по-другому. Люди возвращаются, увеличилась рождаемость. Что показательно - стали достраиваться брошенные долгострои. А цена квадратного метра жилья достигает 500 долларов.

Что привлекает людей? Хорошие заработки. Еще в советские времена сюда приезжали за "длинным" рублем. Когда инженер зарабатывал 150-200 рублей, нефтяники имели по 500-600. За три года успевали накопить на машину.

Сейчас нефтяник на буровой получает около 18 тысяч рублей в месяц, на нефтедобывающем участке - 12-15 тысяч рублей. Начальники цехов - около 2 тысяч долларов.

Однако и жизнь здесь подороже. Хлеб стоит на 15% дороже, чем в Москве, молоко - на 10%, колбаса вареная - на 5%, яблоки, помидоры, огурцы - в два раза дороже. Квартплата тоже высокая: за трехкомнатную квартиру надо выложить 2100 рублей, за однокомнатную - 1200-1400 рублей. Так, если в среднем по России прожиточный минимум - 2047 рублей, то в Стрежевом - 3501 рубль.

"Если работу потеряю, то как семью обеспечивать? Ведь другой работы в городе нет", - говорит бурильщик Петр Степанов.

Поэтому на любые изменения в компании рабочие реагируют болезненно. "Я хотел взять льготный кредит на покупку квартиры, - говорит исполняющий обязанности мастера нефтяного цеха компании "ЮКОС" Александр Васько. - Всего под 7% годовых в валюте. А теперь скандалы вокруг нашей компании пошли. Как тут кредит брать? Вдруг это на зарплате отразится или персонал сокращать начнут?"

"Для нас главное - стабильность, - соглашается оператор Сергей Верясов. - Все мы газеты читаем. И не поймем - дела уголовные заводятся, на допросы руководителей вызывают, а о конкретных фактах нарушений прокуратура не говорит. Зачем тогда нормальное предприятие тревожить? На нем же люди работают. Кроме того, есть у меня немножко акций от приватизации. А я слышал, что из-за скандала они сильно упали. Самому государству от этого ущерб в несколько миллиардов рублей, да и мне плохо".

Компьютерный детсад

ПЕРЕЖИВАТЬ рабочим есть еще за что. Несколько лет назад "ЮКОС" построил Центр детского образования с различными кружками и секциями. Организовали интернет-клуб с бильярдом и двумя дорожками для боулинга. "Родители начали водить сюда детей, как в детский сад", - рассказывает замдиректора клуба Ольга Клокова. Достраивается Дом культуры с кинотеатром и концертным залом, стоимостью свыше 2 млн. долл. Спортом можно позаниматься в новеньком спорткомплексе, оснащенном тренажерным залом, бассейном, комнатами для аэробики, сауной.

Облагораживается и город. Недавно на главной улице уложили новый асфальт. А тротуар парковыми фонариками украсили. Бараков и след простыл. Вдоль широких улиц - сплошь разноцветные девятиэтажки. Появилась и сеть сотовой связи.

В Нефтеюганске большой проблемой всегда было низкое качество питьевой воды. Сейчас на деньги компании полностью меняется водоснабжение города.

Это хоть как-то компенсирует суровые условия работы нефтяников. Ведь лето здесь длится всего два месяца. Потом резко наступают морозы - до 40 градусов. Перепады температуры вредны для здоровья. А из-за нефти и газа в воздухе не хватает кислорода. И жить здесь больше 15 лет не рекомендуется.

Поэтому на отдых для нефтяников компания не скупится. Есть путевки в Сочи, Адлер, Пятигорск, Форос, на Алтай. "Я в этом году в Сочи с женой ездил в санаторий класса люкс, - рассказывает оператор Александр. - Путевка на двоих стоит 47 тысяч рублей. Нам же от профсоюза по 14 тысяч рублей (30%) досталась". Мастер по подземному ремонту труб Владимир Романцев говорит: "Думаю на Балканы махнуть. Путевка выйдет долларов в 500. А дорога у нас бесплатная. Компания раз в два года оплачивает любой проезд на отдых".

Пару лет назад здесь начала действовать программа "Ветеран". Компания "ЮКОС" своим работникам, которые хотят перебраться на Большую землю, оказывает материальную помощь в размере 5 тысяч долларов. Но результаты неожиданные: в прошлом году желающих еле набралось две сотни, в этом - пока 71 человек. Не торопятся люди уезжать.

Смотрите также: