Солнце палило нещадно. Казалось, раскаленная на 50-градусной жаре кабина превратилась в камеру пыток. Нестерпимо хотелось вить, но выданный утром сладкий сок нисколько не утолял жажду, Вдруг раздался выстрел, другой. Идущая впереди машина остановилась...
Нет, это не цитата из леденящего кровь детектива, это - только несколько эпизодов, о которых рассказали участники авторалли Париж - Дакар - работники Камского автозавода. Второй раз их автомобили принимали участие в этих престижных соревнованиях - и небывалый успех: 2, 3, 4, 6, 8-е места.
- Кто-то в шутку сказал, что победили не потому, что "КамАЗ" - хорошая машина, а потому, что в песках дороги хорошие, - сказал в беседе с нашим корреспондентом Н. И. ВЕХ генеральный директор акционерного общества "КамАЗ". - А если серьезно, водители по-настоящему готовились к соревнованиям, очень хотели победить. И доказали, что наш грузовик вполне конкурентоспособен на мировом рынке. Что это действительно так, мы уже почувствовали - желающих приобрести "КамАЗы" за границей немало.
- Сколько автомобилей идет: за рубеж?
- Примерно 12 тыс. грузовиков.
- Николай Иванович, мы знаем, что КамАЗ преобразован в акционерное общество. Что это вам дало?
- Свободу.
- От кого?
- От министерства, от Госплана, от всех тех, кто кормился около автомобилестроителей, А началась все с того, что мы составили 36 программ по социальному развитию предприятия до 2000 г. Подсчитали, оказалось, что это будет стоить 8 млрд. Однако, учитывая самые разумные отчисления в бюджет, мы могли заработать только 6. Обратились в правительство, но, увы, денег не дали. Зато посоветовали: поищите сами.
- Долго искали?
- Да, вначале хотели перейти на аренду, благо, такой опыт в стране уже есть. Однако столь крупному объединению, как наше, сделать это непросто. Поэтому обратили внимание на акционерное общество. Изучили зарубежный опыт, создали 3 группы, каждая из которых предложила свой вариант. Выбрали лучший. А потом начались хождения по мукам.
- Да, трудно у нас пробить что-то новое...
- Приходилось на Съезде народных депутатов ловить за рукав Рыжкова, чтобы он рассмотрел наш вариант. Но все-таки благодаря помощи Абалкина, Силаева преобразование КамАЗа в акционерное общество произошло довольно быстро, и мы, наверное, одни из немногих производственников, кто не ругает правительство.
- Что же все-таки конкретно дало преобразование работникам КамАЗа?
- Мы сами формируем план. Скажем, для решения разного рода социальных проблем оставляем 10 тыс. автомобилей. Продаем или меняем их на продовольственные и промышленные товары для рабочих, строительные материалы. Конечно, и раньше приходилось менять автомобили, положим, на кабель или кирпич, но мы шли на нарушения, сегодня все делаем по закону - как решат акционеры.
- А что выиграли работники КамАЗа, став акционерами?
- Начну с того, что акционерами стали буквально все работающие, в среднем бесплатно получив акции в размере трехмесячного заработка. Дивиденды будут идти в течение 10 лет. Кроме того, у акционерного общества появились "лишние" деньги. Мы их пустили на социальные нужды. Сейчас в течение 3 лет оплачиваем послеродовой отпуск женщинам. За счет этого практически решилась проблема детских садов. Решаем сейчас вопрос с жильем. 7 млн. М"sup"2"/sup" жилья у нас на балансе, что приносит ощутимый убыток предприятию. Решили продать жилье работникам, конечно, со скидкой. Скажем, 3-комнатная квартира будет стоить 2 тыс. руб.
- А выросла ли заработная плата акционеров?
- Видите ли, дивиденды только подсчитываются, но прибыль будет. Средняя же зарплата по КамАЗу - 317 руб. Но на отдельных заводах - гораздо выше, даже до 2 тыс. руб.
- Скажите, акции КамАЗа будут продаваться только работникам предприятия или часть пойдет в свободную реализацию?
- Пока акции 1-го потока распределились так: 51% идет государству, 49% - продается. Из них 10% пойдет за рубеж, 10% - продаем, причем не только работникам КамАЗа, но и всем желающим. Сейчас печатаются акции для индивидуальной продажи.
Беседу вела Н. НИКОЛАЕВА.