ВЫСОКООКТАНОВЫЕ сорта бензина подорожали в августе на 70-80 копеек, низкооктановые - на 40-50. Аналитики прогнозируют, что до конца сентября цены могут прибавить еще от 50 копеек до рубля.
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ заводы погнали цены вверх еще в начале августа. Каждую неделю стоимость тысячи тонн прибавляла и продолжает прибавлять по 200-300 рублей. Так что всерьез подорожание до бензозаправок еще не дошло. С начала года оптовые цены выросли на 22%, розничные - пока на 8%. Значит, будут и дальше идти вверх.
Чего ждать? В Российском топливном агентстве считают, что тенденция роста цен на бензин сохранится в течение двух ближайших месяцев. Хотя в октябре этот подъем несколько замедлится - будут повышены экспортные пошлины на нефть.
Аналитики "НИКойла" этот прогноз подтверждают. В холода нефть труднее отправлять из портов и по железной дороге, а нефтяные компании продолжают добывать "черное золото" в обычном темпе. Поэтому возникнет некоторый избыток топлива, и если цены из-за этого не снизятся, то, по крайней мере, и не повысятся.
Между тем стоимость бензина - вопрос важный, стратегический. Ее рост повлечет за собой рост цен на все остальные продукты. Российские нефтяные бароны и без того находятся в списке самых богатых людей мира. Почему финансовые интересы двух-трех человек ставят на колени всю страну? Почему россияне должны скидываться, чтобы хозяин какой-то нефтяной компании прибавил лишний миллиард к своему состоянию?
Эксперты кивают на Запад - мол, ничего не поделаешь, цены на бензин в Европе - 1 евро, а у нас пока 30 центов. Это либо от незнания, либо от непрофессионализма. В Европе литр бензина действительно стоит евро и даже дороже. Однако и зарплаты там раз в десять повыше, чем в России.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергеенко говорит: "В этом году на бензиновые цены повлияло увеличение экспорта. Сейчас основные нефтеперерабатывающие заводы России больше половины своей продукции поставляют на зарубежные рынки. Мировые цены значительно выше российских".
За сколько бы ни покупали нашу нефть на Западе, себестоимость добычи одного ее барреля остается на уровне 12-14 долларов при цене на мировом рынке 25-30. Переправив "черное золото" через границу, нефтебароны кладут себе в карман ту самую сверхприбыль, которую в других нефтедобывающих странах изымают в качестве ренты за природопользование. За эти деньги можно купить любые оправдания какого угодно роста цен.
Все эксперты в один голос твердят о "сезонном факторе" - мол, пришла осень, сбор урожая и возвращение деловой активности населения. При чем здесь сезон? В прошлом году, например, бензиновые цены скакнули в мае. А за два года до этого - в июле. Единственный "фактор", который объединяет все эти повышения, - их согласованность. Все остальные цены в России пусть медленно, но, к сожалению, верно растут. Бензин дорожает скачками, как по команде дирижера.
Бензиновый рынок четко поделен между крупными компаниями, и монополисты действуют сообща. Как только государство предпринимает попытку ограничить им доступ на международные рынки, они рывком поднимают внутренние цены почти до мирового уровня. А это уже похоже на шантаж. Шантаж государства. То же самое произошло и в этом году после объявления об очередном повышении экспортных пошлин.