К КОНЦУ октября цена литра 95-го бензина доползла, по данным Росстата, в среднем по стране до 15,52 рубля. А ведь еще несколько месяцев назад эксперты в один голос называли 15 рублей "психологическим барьером". Мол, при такой цене бензин просто-напросто перестанут покупать и цены неминуемо упадут. Как тут не вспомнить старый советский стишок: "Передайте Ильичу, нам и 20 по плечу!"
"Растишка" для олигархов
ОБУЗДАТЬ жадность нефтяных генералов никто не в силах. Даже министр финансов Алексей Кудрин и тот расписался перед читателями "АиФ" в собственном бессилии: что делать, если мировые цены на нефть растут? И тут же отчитался: правительство повысило экспортные пошлины на нефть, это должно остановить рост цен на бензин.
Опытным экономистам, конечно, виднее, но нам, простым автолюбителям, невдомек: какая тут связь? Ведь если правительство усложнит нефтяникам путь на мировой рынок, они как раз и отыграются на нас, внутренних потребителях. Вот с 1 октября пошлины на сырую нефть подняли на 26%. Замерли ли цены на бензин? Отнюдь. Топливо за месяц подорожало еще на 2%.
"Никакой заботы о потребителях в повышении пошлин нет, - соглашается исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Для правительства это просто способ воспользоваться ситуацией, пока цены на нефть действительно высокие, и изъять у нефтяных компаний сверхприбыль". Но нам от их решения ни жарко ни холодно. Сверхприбыль уходит в резервный фонд, тот - в ценные бумаги США. Гудбай, денежки!
Чистосердечно
ДАЖЕ сами нефтяники не осмеливаются называть причиной роста внутренних цен мировые цены на нефть. Они кивают на другие "объективные трудности".
После переработки одной тонны нефти в России получается примерно 160 л бензина. В Европе для сравнения - 400 л, а в США - 480. Какой вывод? Надо модернизировать нефтеперерабатывающие заводы, закупить новое оборудование, чтобы из одного и того же количества нефти получалось больше высококачественного бензина. Вот, казалось бы, и решение проблемы.
Себестоимость добычи одного барреля нефти - 5-10 долларов, а стоит он на мировом рынке за 50. Из этой разницы, которая идет в карманы нефтебаронам и в "закрома государства", можно было не только провести модернизацию старых заводов, но и построить новые, современные. Можно было бы, если бы не патологическая жадность.
Власть тем временем постепенно готовит нас к дальнейшему повышению цен. Вот, скажем, прогноз председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова: весной будущего года литр 95-го будет стоить 20 рублей. "Эти выводы я сделал на основе заключений экспертного сообщества. Есть несколько причин такого роста: внешние факторы, монополизация рынка нефтепродуктов в России, неадекватность действий антимонопольных органов", - объясняет он.
Как видите, причины все те же. Осталось прибавить сюда начало дачного сезона.
Между тем в российском законодательстве существует понятие "регулируемые тарифы". Есть перечень цен, за которыми правительство обязуется следить: тарифы на электричество, газ, пассажирские перевозки, телефонную связь. Почему бензин не входит в этот список?