Витас. "Эволюция Ихтиандра"

   
   

ЕСЛИ у тебя есть опытный продюсер, связи на ТВ и семизначная сумма в у. е., можно убедить миллионы зрителей в том, что ты уникальный певец, танцор, пришелец из параллельных миров и даже реликтовый ихтиандр. Один из ярких примеров - певец Витас.

"Сов. секретно"

ПОД ТАКИМ грифом продюсер Витаса Сергей Пудовкин хранит информацию о частной жизни своего подопечного, которому запретил общение с прессой. Прием в шоу-бизнесе проверенный - когда нет интересной биографии, ее надо придумать (как это сделала певица Глюкоза) или напустить таинственности. Какой интерес в том, что настоящее имя Витаса Виталий Грачев, что от роду ему 22 года, что музыкального образования он не получал. Зато выступал, по слухам, в гей-клубах Одессы и играл в каком-то экспериментальном театре, где его и нашел столичный продюсер. Скучно... Другое дело, если артист имеет жабры (идея клипмейкера Юрия Грымова), без которых он якобы не может жить, умеет останавливать на время сердце, переноситься в параллельные миры, а тексты и музыку своих песен регулярно получает по отлаженным каналам из космоса. В богатой фантазии продюсеру Пудовкину не откажешь - 12 лет работы сопродюсером группы "На-На" и опыт раскрутки Аниты Цой не пропали даром. Его ставка на безумный имидж бесполого существа с душераздирающим фальцетом сработала - на проект сразу обратили внимание.

Стараясь оправдать навязанный имидж "уникума", Виталик Грачев остервенело набрасывается на недоступные "верхушки". Надрывный, срывающийся на крик фальцет трудно назвать певческим голосом. От типичного "полутораоктавного" эстрадника Витаса отличает лишь то, что он поет (а чаще - орет) в верхнем регистре. Излюбленные журналистами сравнения загадочного певца с Владимиром Пресняковым, чья музыкальность очевидна, или с редким мужским сопрано Эриком Курмангалиевым кажутся просто нелепыми. Единственное, что роднит Витаса с этими исполнителями, - узнаваемый тембр, хотя, например, пожарную сигнализацию тоже ни с чем не спутаешь. С момента появления дебютной "Оперы N 2" голос В. Грачева никак не эволюционировал, зато серьезные метаморфозы претерпели его имидж и музыкальный стиль.

Это "чудо"?

СОЗДАВАЯ образ "полубога с жабрами", который в буквальном смысле в воде не тонет, в огне не горит и интервью не дает, Пудовкин энд Витас явно рассчитывали на молодежь, но та предпочла "шаманить" с рок-н-ролльщиками. "Безумные танцы блаженного гуру" и вычурные песни, в которых якобы закодированы магические мантры счастья, большинством оказались не поняты. Тогда на вооружение был взят полузабытый жанр лирической советской песни - со всеми его плюсами (общедоступный музыкальный язык) и минусами (часто скучнейшие аранжировки и банальные тексты). Поклонников, точнее, поклонниц такого творчества оказалось немало - дамы бальзаковского возраста на концертах смахивают слезы. Сменив авангардные многокилограммовые костюмы на классические смокинги и включив в репертуар проверенные временем хиты - "Белоруссия", "Все могут короли", "Гадалка" и др., - певец занял нишу, в которой новых имен не появлялось уже лет 15. Повзрослев и выучив для важности ряд классических вещей, вроде "Аве Мария" и "О соле мио", петь лучше Грачев не стал, зато удивил всех неожиданно талантливым исполнением монолога Михаила Жванецкого. В. Грачев мог бы занять достойное место в театре или зарекомендовать себя в кино, повстречай он в свое время не Пудовкина, а какого-нибудь известного режиссера. Пока же экс-Ихтиандр представляет собой типичного, не в лучшем смысле, эстрадного "чесальщика", на концерты которого народ покупает билеты так же, как платит за разрекламированные, но малосъедобные продукты.

Смотрите также: