В РАЙЦЕНТРЕ Волхов Ленинградской области привыкли, что каждое воскресенье на местный рынок приезжает торговать немец Свен. Молоко, творог, сыр и брынза расходятся у фермера за считаные часы. "Главное - наладить контакт со старушками, а уж они-то организуют рекламу что надо, - объясняет Свен на ломаном русском и подмигивает своим помощникам Миньке и Лене. - Ну что, теперь в кафе?" Лена сидит в инвалидной коляске, у нее церебральный паралич. Минька - физически крепкий парень, но у него тоже свой диагноз - синдром Дауна.
РЕБЯТА заказывают чай, от пирожков воздерживаются. "Здесь не такие вкусные, - говорит Минька. - Вот у нас в деревне собственная пекарня. Мэри каждый день печет печенье, а по субботам - пиццу". Отхлебнув чая, Минька спохватывается. "Я же тебе не сказал самого главного: я - президент". - "России?" - "Ну, ты что! В России президент Путин. А я президент нашей деревни Светланы.
Князь Мышкин
ИДЕЯ вызволить людей с ограниченными физическими и умственными способностями из душных городских стен и поселить в деревне принадлежит доктору Карлу Кенингу. Первое подобное поселение он основал полвека назад в Шотландии. С тех пор движение "кемпхильских деревень" широко распространилось в Европе, Америке и даже Африке. До России оно докатилось в начале 90-х годов прошлого века. Тогда в 10 км от Ладожского озера на деньги норвежских спонсоров началось строительство Светланы. Половина сотрудников здесь - иностранцы. Многие приезжали на год, а в результате живут в российской глубинке по 5-8 лет. Например, англичанин Марк Барбер за 9 лет в совершенстве овладел русским и прошел путь от пастуха до управляющего деревней. Женился на русской. Яна приехала в Светлану из Казани на практику на месяц, но уже седьмой год живет в деревне и воспитывает с Марком их трехлетнего сына Ивана.
"Почему я остался в России? - переспрашивает Марк. - Меня об этом каждый раз спрашивает мама. Пять лет назад вместе с отцом они приехали посмотреть, как я живу. Первое, о чем они меня спросили: "А где здесь ближайшее поле для гольфа?" Когда я сказал, что здесь его нет, папа сильно расстроился. Скоро родители уехали. А я вдруг отчетливо понял, что, если когда-нибудь решусь вернуться в Англию, то, наверное, уже не впишусь в ту обстановку. На Западе люди плывут по течению. Им важно, чтобы внешне все было благополучно. А у русских душа требует чего-то большего. Это мне в вас нравится".
О русской душе Марк рассуждает в доме, которому светланцы присвоили имя Достоевского. Англичанин в восторге от романа "Идиот". "Князь Мышкин и наши ребята очень похожи, - говорит Марк. - В романе князя все считали идиотом, но на самом деле он тонкий, добрый человек, как и наши подопечные. Ведь они в определенном смысле более здоровые, чем мы. В них нет зла, агрессии, амбиций".
Люк уезжает
НА СЕГОДНЯШНИЙ день в деревне 17 подопечных в возрасте от 18 до 40 лет. Каждый в меру сил помогает по хозяйству. Лена из-за инвалидной коляски не может работать на огороде, зато прекрасно помогает американке Мэри в пекарне. Ее хлеб с хрустящей корочкой светланцы ласково прозвали "лениным". Свену в сырной мастерской помогает Юля. В этой работе девушке вовсе не мешает то, что она не умеет читать.
Раз в неделю в деревне проходит общее собрание. Заседание открывает Минька, самопровозглашенный президент. "Дорогие светланцы", - начинает Минька, а потом критикует всех и вся: мол, чище надо мыть посуду, да и дорожки неплохо мести три раза в день. Прежде чем сесть на место, Минька неожиданно меняет тему. Оказывается, ему страшно ночью одному спать в комнате. "Может, подселите кого-нибудь?" - просит президент.
В конце собрания становится известно, что Светлану покидают Люк и Катарина. По залу прокатывается гул разочарования. Люк приехал в деревню из Америки, когда ему было 23 года, и прожил здесь последние пять лет. Он единственный в деревне, кто разбирается в тракторе. Люк оправдывается, что сам он уезжать не хочет, но так решила жена. Катарина - немка. Познакомились и поженились они здесь, в Светлане. Год назад в питерском роддоме у них родился сын. Теперь Катарина решила получить на родине образование.
Лишиться двух работников для хозяйства в 60 га - большая потеря. Каким-то образом рядом со мной оказался Минька. "Ты из Москвы? Народу у вас там много. Ну так поспрашивай, может, кто к нам хочет приехать. Главное, расскажи, что мы не только работаем, но и поем, спектакли ставим, танцуем, фильмы смотрим".
Марк улыбнулся: "Я же вам говорил, что они в некоторых вопросах умнее нас. Настоящая стабильность в деревне наступит тогда, когда большая часть сотрудников будет русскими".