"Дикие" коровы

   
   

СЧИТАЕТСЯ, что производить мясо в России - одни хлопоты и никаких доходов. Однако калужский фермер Андрей ДАВЫДОВ научился выращивать коров с выгодой для себя. Как это у него получилось, отправился посмотреть корреспондент "АиФ".

Воля

ПЕРВОЕ ощущение, что попал в рекламный ролик. На аккуратных лугах вразнобой бродили толстенные коровы. Их шкура лоснилась, как у холеных домашних котов, бока были чисты и выпуклы, словно бочки. А насколько хватало взгляда, я не увидел ни одного пастуха.

- Они и не нужны, - говорит Андрей. - Мой скот находится на улице круглые сутки все триста шестьдесят пять дней в году. Зимой спят на снегу. Работу колхозных пастушков выполняет электропастух американский - пастбища обнесены изгородью, по которой пущен ток...

- Так что же, они у вас живут в диких условиях? - удивился я.

- Наоборот, "дикими" условия были, когда я сюда пришел и здесь рос сплошной бурьян. Мы поля перепахали, засеяли благородными травами и каждый год косим. А если коров кормить сорняками с колхозного пастбища, то о каком привесе можно говорить?

На такую ферму Андрей наткнулся во время поездки в США. Канадско-российский центр посылал туда фермеров для обмена опытом. И Андрею посчастливилось попасть в число участников.

"Смотрю на их молочную ферму - здорово: кругом агрегаты, как на космическом корабле, - вспоминает Давыдов. - Все автоматизировано. Но, думаю, это я не потяну - слишком много денег надо. Уже было совсем расстроился. И вдруг вижу - обычное пастбище, огороженное ржавой колючей проволокой на покосившихся столбах. Однако какие там ходили коровы! Ух! А затраты минимальные".

Секрет в том, что эта порода - мясная. Она дает мяса больше, чем мясомолочные породы. Такое мясо еще называют мраморным благодаря тончайшим жировым прожилкам, делающим его сочным и нежным. "Там" молочный скот идет на переработку в паштет и колбасу. По-этому на Западе мясной скот составляет три четверти, а молочный - четверть. В России мясных коров 1,5%, в основном разводят молочных - от жадности: чтобы разом было и мясо, и молоко. Но от этого, как утверждает Давыдов, мы только проигрываем.

- Если б мне надо было строить коровники, я бы разорился. Ведь это миллионы рублей, - говорит Давыдов. - Еще навоз удалять пришлось бы: а для этого держать работников и дополнительно тратить солярку, электричество. А так я на все 15 километров ограждений потратил вместе с генератором 70 тысяч рублей. Правда, много вложил в окультуривание пастбищ - около 300 тысяч рублей. Но зато корова у меня в день набирает шестьсот грамм, а в колхозе - триста. Произвести килограмм мяса мне обходится в 20 рублей. Я продаю его на мясокомбинат по 31 рублю. И мне выгодно.

Неподалеку от давыдовской фермы расположились коровники совхоза "Бабынинский". Сделаны они добротно: стены - целиком из красного кирпича, перекрытия - бетонные. Одно слово - дворцы. Только ближе чем на пять метров не подойдешь: из чрева - страшная вонь.

Бараки

СОВХОЗНОЕ стадо - 700 голов, фермерское - 250. У фермера работают 5 человек. За 9 тысяч рублей в месяц они добросовестно "пашут" с утра до вечера. Плюс фермер бесплатно дает им жилье - небольшие кирпичные дома. В совхозе коровами занимаются 35 человек. Зарплата - 2,5 тысячи рублей. Но зато можно полдня прогулять.

- Вот фермер производит мясо. Ему выгодно. А вам? - спрашиваю председателя.

- У нас скот дает и мясо, и молоко, - горячится председатель Анатолий Суярко. - Теперь посмотрите на цену литра молока - 4,5 рубля, а солярка - 10 рублей. Минеральная вода и то дороже стоит.

- Ну и занимайтесь только мясом.

- В космос, конечно, хорошо лететь. Но не всем же сразу. Купить чисто мясных буренок - недешевое удовольствие. А пастбища облагораживать - тоже деньги нужны. А их нет. И потом что - коровники бросить? Где люди работать будут?

Когда американские фермеры приезжали в Россию, они восторгались нашей землей, мол, прекрасно подходит для мясного скотоводства. Меж тем 30 млн. гектаров у нас заброшены. Если их использовать - вот бы мы зажили. Поди, не хуже тех коров?!

Смотрите также: