Примерное время чтения: 4 минуты
112

Проект "Русский миллион". Кто полюбит козла?

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦА из Самарской области Наталья МАРКЕЛОВА создала успешную ферму по производству козьего молока. Правда, большую часть работы приходится делать самой. Трудиться местное население не желает.

"Работать в деревне негде, а я семь месяцев не могу найти доярок для второй смены", - удивляется Наталья.

В начале 90-х она, бывший инженер АвтоВАЗа, открыла в Тольятти магазинчик по продаже семян и саженцев. Все было хорошо, пока у нее не обнаружили онкологическое заболевание. Врачи помочь не смогли. Тогда в книжке по тибетской медицине Наталья вычитала, что лечить болезнь можно с помощью козьего молока. "Я пила его каждый день и через полгода почувствовала себя гораздо лучше", - рассказывает она. Вот только достать козье молоко оказалось непросто - пришлось покупать козу. "Вылечившись, я дала себе обет открыть козью ферму, - говорит предпринимательница. - Во-первых, польза людям. Во-вторых, никем не занятая ниша".

Но с чего начать? Наталье посчастливилось стать участником американской программы по обмену предпринимателями.

Кредит в 5 млн. рублей выделил губернатор. На эти деньги Наталья взяла в аренду заброшенный ангар на краю деревни, 12 гектаров земли и купила 36 коз. Животных женщина привезла из Америки, прямо рейсовым самолетом. "Отечественные породы молока дают мало, да еще оно неприятно пахнет, - поясняет она. - А я взяла чистокровных коз альпийской и нубийской пород".

Итак, деньги есть, козы есть, что еще надо? Наталья столкнулась с проблемой, о которой и не подозревала: никто не хотел работать. Охранники, нанятые для охраны фермы, вдруг сами стали приворовывать. Пришлось заменить их на двух здоровенных волкодавов.

С трудом нашла двух доярок. Остальные ухаживали за козами из рук вон плохо. "Спрашиваю одну: "Коз кормила?" "Да", - отвечает. "А почему тогда мешки с кормами нетронутые лежат?" Врет прямо в глаза", - рассказывает Наталья. А с мужиками еще хуже получалось: полдня работают, полдня на сене валяются.

Сейчас у нее основной персонал - дочь с мужем, а им в помощь два узбека. "Считай, иностранцев нанимать приходится", - говорит Наталья.

Даже сено фермерша заготавливает сама. На местный колхоз надежды нет. Еще в феврале она заказала и оплатила колхозникам три трактора сена - до сих пор не привезли. "Я мечтаю, чтобы было как в Америке: заплатил - и через 15 минут товар доставили, причем отменного качества", - вздыхает она.

В деревне фермершу считают тираншей: мол, требует слишком много. Деревенские считают так: большие деньги (3-4 тыс. руб.) им не нужны, а на водку заработать можно по-другому. "А че я к ней коз пасти пойду?! - выдыхает поддатый Иван. - Лучше накопаю червей и продам дачникам. За выходные три сотни выйдет". А молодых растлил ветер перемен. "Там козами воняет. Меня папа лучше в комок устроит", - заявляет Аня, вчерашняя выпускница.

А кто же будет работать через 10 лет?


КОММЕНТАРИЙ сопредседателя "Деловой России" Евгения ЮРЬЕВА:

- В РОССИИ действительно сложилась парадоксальная ситуация: острая нехватка рабочих рук соседствует с безработицей. Требования, предъявляемые к работникам, не соответствуют их навыкам. Люди попросту разучились хорошо работать. Кроме того, смертность высокая. Если не принять меры, то к 2025 году на одного работающего будет приходиться два пенсионера.

Телеверсию проекта смотрите по вторникам в 23.15 на канале REN TV в программе "24 с Ольгой Романовой".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно