ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦА из Самарской области Наталья МАРКЕЛОВА создала успешную ферму по производству козьего молока. Правда, большую часть работы приходится делать самой. Трудиться местное население не желает.
"Работать в деревне негде, а я семь месяцев не могу найти доярок для второй смены", - удивляется Наталья.
В начале 90-х она, бывший инженер АвтоВАЗа, открыла в Тольятти магазинчик по продаже семян и саженцев. Все было хорошо, пока у нее не обнаружили онкологическое заболевание. Врачи помочь не смогли. Тогда в книжке по тибетской медицине Наталья вычитала, что лечить болезнь можно с помощью козьего молока. "Я пила его каждый день и через полгода почувствовала себя гораздо лучше", - рассказывает она. Вот только достать козье молоко оказалось непросто - пришлось покупать козу. "Вылечившись, я дала себе обет открыть козью ферму, - говорит предпринимательница. - Во-первых, польза людям. Во-вторых, никем не занятая ниша".
Но с чего начать? Наталье посчастливилось стать участником американской программы по обмену предпринимателями.
Кредит в 5 млн. рублей выделил губернатор. На эти деньги Наталья взяла в аренду заброшенный ангар на краю деревни, 12 гектаров земли и купила 36 коз. Животных женщина привезла из Америки, прямо рейсовым самолетом. "Отечественные породы молока дают мало, да еще оно неприятно пахнет, - поясняет она. - А я взяла чистокровных коз альпийской и нубийской пород".
Итак, деньги есть, козы есть, что еще надо? Наталья столкнулась с проблемой, о которой и не подозревала: никто не хотел работать. Охранники, нанятые для охраны фермы, вдруг сами стали приворовывать. Пришлось заменить их на двух здоровенных волкодавов.
С трудом нашла двух доярок. Остальные ухаживали за козами из рук вон плохо. "Спрашиваю одну: "Коз кормила?" "Да", - отвечает. "А почему тогда мешки с кормами нетронутые лежат?" Врет прямо в глаза", - рассказывает Наталья. А с мужиками еще хуже получалось: полдня работают, полдня на сене валяются.
Сейчас у нее основной персонал - дочь с мужем, а им в помощь два узбека. "Считай, иностранцев нанимать приходится", - говорит Наталья.
Даже сено фермерша заготавливает сама. На местный колхоз надежды нет. Еще в феврале она заказала и оплатила колхозникам три трактора сена - до сих пор не привезли. "Я мечтаю, чтобы было как в Америке: заплатил - и через 15 минут товар доставили, причем отменного качества", - вздыхает она.
В деревне фермершу считают тираншей: мол, требует слишком много. Деревенские считают так: большие деньги (3-4 тыс. руб.) им не нужны, а на водку заработать можно по-другому. "А че я к ней коз пасти пойду?! - выдыхает поддатый Иван. - Лучше накопаю червей и продам дачникам. За выходные три сотни выйдет". А молодых растлил ветер перемен. "Там козами воняет. Меня папа лучше в комок устроит", - заявляет Аня, вчерашняя выпускница.
А кто же будет работать через 10 лет?
КОММЕНТАРИЙ сопредседателя "Деловой России" Евгения ЮРЬЕВА:
- В РОССИИ действительно сложилась парадоксальная ситуация: острая нехватка рабочих рук соседствует с безработицей. Требования, предъявляемые к работникам, не соответствуют их навыкам. Люди попросту разучились хорошо работать. Кроме того, смертность высокая. Если не принять меры, то к 2025 году на одного работающего будет приходиться два пенсионера.
Телеверсию проекта смотрите по вторникам в 23.15 на канале REN TV в программе "24 с Ольгой Романовой".
Смотрите также: