Эдинбургский фестиваль: шокирующий и неповторимый

   
   

Фабрика знаменитостей

ЭДИНБУРГСКИЙ фестиваль - крупнейший в Европе, а может быть, и в мире - за свою долгую историю повидал множество тех, кто вписан в золотую летопись нашего века. Приглашение на главный фестиваль исключительно престижно и означает высокую степень вашего совершенства.

Тито Гобби и Мария Каллас, Марлен Дитрих и Марсель Марсо, Тереса Берганса и Шарль Азнавур, Дмитрий Шостакович и Леонард Бернстайн, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Ричард Бартон и Берт Ланкастер. Список этот можно продолжать до бесконечности.

Многие приезжали сюда на заре своей карьеры. Так, в 1967 г., когда на фестиваль привезли оперу Беллини "Капулетти и Монтекки" (оркестр под руководством Клаудио Аббадо), в программе скромно значилось, что среди участников спектакля - "худощавый молодой тенор по имени Лучано Паваротти".

В былые времена наши театры, оркестры и музыканты были частыми гостями международного фестиваля. На памяти эдинбуржцев приезды Госоркестра под управлением Светланова, Большого театра в 1990-м и 1991 годах (в самый разгар драматических августовских событий в Москве, когда было непонятно, в какую страну они вернутся). Мариинский театр также представлял свое искусство два года подряд (в 1994-1995 гг.). К сожалению, в программе нынешнего фестиваля удалось обнаружить лишь имя российского пианиста-виртуоза Григория Соколова - и это все. Скажем прямо - не густо.

Главной оперой этого года была "Турандот" Пуччини - совместная постановка Эдинбурга и Токио (постановщик и дизайнер - Сабуро Тешиговара, певцы из Японии, оркестр - Королевский шотландский). Была показана и моноопера современного китайского композитора Ху Сяосуна "Жизнь на струне" - о слепом музыканте, прозревающем после 50 лет служения искусству, когда на его инструменте лопается тысячная струна. Еще один китайский композитор - Гуо Вэньцзин - был представлен музыкой, основанной на музыкальном фольклоре Сычуаня.

Как видим, фестиваль сделал "азиатский крен". На самом же деле нам показалось, что здесь не было единого стержня, "сквозной идеи" и внятной художественной стратегии.

Вряд ли можно считать, что положение спас знаменитый Люк Бонди своей постановкой "Макбета" Верди в Шотландском оперном театре (дирижер Ричард Армстронг). Хотя его спектакль "Дон Карлос" стал настоящим хитом прошлого фестиваля.

После прошлогоднего успеха на фестиваль вернулся Национальный балет Нидерландов с балетом "Артифакт", поставленным выдающимся хореографом современности Уильямом Форсайтом. В его балете, который может в равной степени шокировать, удивлять и приводить в восторг, знатоки усматривают влияние знаменитого Мариуса Петипа - сочетание искусства балета с яркой театральностью. Еще две американки - хореограф Мег Стюарт и художница Энн Гамильтон - представили балет с простым названием "Аппетит", поставленный в остроумном и энергичном стиле в исполнении брюссельской танцевальной труппы (под названием "Уцененные вещи"). Ее россияне также смогут увидеть в ближайшие дни на фестивале современного танца. А молодой танцор и хореограф нового поколения из Франции Борис Шарматц показал несколько своих работ, в том числе смешное и эксцентричное "Соло двух голов".

Фриндж: буйство фантазии

КТО-ТО остроумно заметил, что программа драматического театра на главном фестивале этого года напоминала (за редким исключением) бедную родственницу, которая забрела в богатый дом. Действительно, мало кого мог вдохновить спектакль "Сомнамбула" (по роману Нормана Броха), состоящий из 3 частей и длящийся на польском языке 11 часов! Или скандальная постановка "На дне" Горького, привезенная из Роттердама. Программу драматического театра скорее можно отнести к просчетам главного фестиваля.

Зато в разливанном море спектаклей фринджа можно было кое-что "выловить". Конечно, "главное блюдо" фринджа - развлечения. А сегодня где развлечения - там и секс.

Секс, эротика, нагота

ЕСЛИ в 50-е или 60-е годы полураздетая женщина на сцене фестиваля повергала в смущение и публику и прессу, то сегодня шокировать кого бы то ни было, кажется, невозможно ничем.

На фестивале много наготы, эротики и секса: в шутках, часто непристойных, в модуляциях голоса, в имитации (пусть и комедийной, как было упомянуто выше) полового акта. Поистине можно сказать, перефразируя известное выражение: "Оставь стыдливость, всяк, сюда входящий"!

Примеров тому на фриндже - бессчетное количество. Это и великолепно сыгранный моноспектакль "Женщины Беркова" (актриса Линда Марлоу, режиссер - Джози Лоренс), "Макбет - режиссерский вариант" - спектакль театра "Волкано" (привозившего к нам весьма своеобразно поставленные "Сонеты Шекспира") - режиссер Найджел Чарнак. Это и спектакль "Хуви - Руки" - театра "Буш" из Дублина (Ирландия), да и множество других.

На фриндже существуют и гейские спектакли (говорят, их около 40), и специальная газета "Гей Скотленд", выходящая в дни фестиваля, где печатаются рецензии на них. Но если вседозволенность и дерзость фринджа сегодня никого не удивляет, то "вольности" на элегантном и изысканном международном фестивале - несколько неожиданны.

Тем не менее в показе наготы и эротики он от фринджа не отстает. Западный зритель давно приучен к тому, что, скажем, в современном балете многие исполнители на сцене - в чем мама родила. Правда, это может быть и вполне эстетическим зрелищем, если перед вами - совершенные формы человеческого тела, истинная красота природы. Так, на фестивале можно было наблюдать нечто подобное в постановке испанского хореографа Хуана Карлоса Гарсиа ("Тело темноты и света").

Кстати, программа фестиваля часто предупреждает о том, что в спектакле присутствует нагота.

Время делать деньги

ИСПОКОН века англичане и шотландцы (а именно они составляют зрительский костяк на фестивале) считались сдержанными и благопристойными. Странно, но факт: видимо, и они решили идти в ногу с веком: фестивальный зритель чувствует себя вполне комфортно, когда на сцене происходят чрезмерные "откровения", а иногда просто приходит в восторг.

Многие считают, что сегодня фестиваль в Эдинбурге - хорошо налаженная индустрия. Но даже если это так, то эта индустрия дает не только огромную прибыль городу, но и яркие, запоминающиеся впечатления всем, кому посчастливилось его посетить.

Более подробно об Эдинбургском фестивале читайте в воскресном выпуске "АиФ. СВ".

Смотрите также: