Примерное время чтения: 9 минут
197

Нюркины метаморфозы

ПОД ЗАНАВЕС года Александр Горбань отметился премьерой - "Левшой" по пьесе Е. Замятина. Спектакль не потряс московских театралов. Ажиотаж создают школьники: их в зале - как на "елке". Александр Горбань не изменил своей любви к фольклору. Массовые гулянья и песнопения напоминают его предыдущий спектакль - "За двумя зайцами". Реплики премьер-министра про вечно пустую казну, недоуменные слова царя, как же страна дошла до ручки и куда же делось "все русское", не трогают зрителей, уставших от актуального театра.

За чем следишь с интересом, так это за превращениями Нюрки Платовой, дочери атамана (Мария Аронова). Царь назначает лупоглазую и смышленую Нюрку атаманшей и отправляет за русскими мастерами: чтобы утерли нос иностранцам. Сначала Нюрка дружески разговаривает с туляками, перемигивается со своей свитой. Потом в ней проявляется настоящая атаманша: "Зарублю!" - сипит Нюрка прокуренным голосом всем и каждому. Но это только маска, надетая на нее властью. Когда атаманша начинает докладывать: "Государь!", царь наклоняется к ней и нежно молвит: "Нюрка, для тебя я просто Коля...".

Другие герои пьесы выглядят второстепенными. Даже Левша (Олег Лопухов) не вызывает большого сочувствия: хвастливый, бойкий молодец мало напоминает трагического героя. Блоха-иностранка (Нонна Гришаева) в узких брючках и золотом канотье танцует степ. Перекованная тульскими мастерами блоха больше похожа на русалку: она уже не танцует, а поет тягучие песни. Удались костюмы (художник - Светлана Синицына): военная форма с туго затянутым корсетом у атаманши, мерцающие фиолетовые наряды врагов-иноземцев. Декорации простые - огромный плетень во всю сцену, разрисованный в лоскутки. Остальной реквизит заменяют подушки - большие и маленькие: то на них сам государь скачет с донскими казаками, то придворные спят. Финал перегружен символами. Сначала атаманша Платова впрягается в телегу-подушку и со словами: "Вот так у нас, у русских, - по-русски" - увозит мертвого Левшу. Но трагичности показалось мало. Из люка вылезает царский придворный и напоминает тем, кто еще не понял, что спектакль-то про нашу современную жизнь.

"ЛЕВША" MM, Театр имени Вахтангова, 21, 26 января.

А роза бывает голубой

В МУЗЕЕ личных коллекций, как всегда, людно. Здесь проходит выставка "Голубая роза". Художественное объединение с таким романтическим названием возникло в начале теперь уже прошлого века. В то время были в моде всяческие грезы, мечты и романтика. Поэтому для тех, кто хочет отдохнуть душой и порадовать глаз, экспозиция представляет несомненный интерес.

Роза, самый популярный из древних цветочных символов, заключает в себе самые разные содержания. У греков - это эмблема богини любви Афродиты, символ нежной страсти и желания. У арабов - олицетворение мужской красоты. У христиан она символизирует мученичество. Белая роза говорит о невинности, а красная - о любви. Согласно одной из легенд, роза царствовала в раю, среди прочих цветов. Тогда она не имела шипов и получила их только после грехопадения человека.

Правда, на нынешней выставке роз совсем немного. Название выставки и объединения художников отражает скорее дух, атмосферу и общее впечатление от работ. А среди прочих картин царит великолепный натюрморт Николая Сапунова "Голубые гортензии". Работы собраны из частных коллекций. Причем их владельцы, по понятным причинам, не стремятся афишировать свои имена. Устроители экспозиции не ставили перед собой цели скопировать выставку, прошедшую под этим же названием в 1907 г. Большинство имен повторяется, но работы в основном другие. Среди авторов такие известные имена, как В. Борисов-Мусатов, М. Сарьян, Н. Рябушинский, Н. Крымов и другие. Тогда, после первой выставки этих художников-символистов, их современник Сергей Маковский написал: "Они - влюбленные в музыку цвета и линии. Они - возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников - в творчестве непосредственном, необессиленном тяжестью исторического опыта".

"ГОЛУБАЯ РОЗА" MMM, Музей личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, до 13 февраля.

"Триумф" опять сделал нам красиво

СРАЗУ же после вручения ежегодной независимой премии "Триумф" начал свой традиционный фестиваль "Рождественская карусель". В Большом театре был показан одноактный балет Дж. Баланчина "Симфония до мажор" в постановке балетмейстера из США Дж. Тараса. На сцене царили воздушная Нина Ананиашвили (лауреат "Триумфа"), романтичный Николай Цискаридзе (надеюсь, будущий лауреат), темпераментная Галина Степаненко и другие звезды "Большого балета". Жаль, наш экс-президент недосмотрел, ушел, похоже, не в силах более бороться с дремотой в уютной царской ложе. А "Карусель" раскрутилась...

Давали "Травиату" в "Новой опере" у Евгения Колобова, лауреата "Триумфа". Затем - премьера в Доме кино новой картины Отара Иоселиани, нашего классика и также "триумфатора". Фильм "In vino veritas!" ("Истина в вине!") он привез из Парижа, где обитает в последние годы, один за другим снимая уже признанные шедевры. "Триумф" вообще отличается тем, что с безукоризненным вкусом выбирает своих любимцев: как в авторитетном жюри, так и среди од?аренных этой премией (а сумма солидная - 50 тыс. долл.) нет личностей сомнительных как по части таланта, так и по части репутации. Но вернемся к фильму Иоселиани (так хочется, чтобы он пошел в нашем прокате, но пока ограничились лишь двумя фестивальными показами). Фильм, сделанный с фирменным "отаровским" юмором, настолько глубоко прорастает в нашу здешнюю жизнь - в России, в Грузии, не все ли равно? А мысль картины очень проста: для чего живет человек? Скованный заботами, приличиями, условностями, обязанностями, деньгами, лживыми улыбками, ненужными дружбами, безлюбой любовью? Да для свободы! Картина Иоселиани соединила абсолютную эстетическую ценность и зрительский потенциал: смотрится она прекрасно, легко.

Спектакль живущего в Лондоне Вячеслава Полунина, только что премированного "Триумфом", "Snow Show" ("Шоу снов") - из того же ряда. На прошедшем при аншлаге единственном его представлении Полунин снова доказал, что клоунада - вовсе не развлекательно-цирковой жанр, а способ осмысления сложнейших жизненных проблем и сюжетов. Фантастика - на почти пустой сцене, в почти полной темноте несколько человек во главе с Полуниным разыгрывают короткие, простенькие будто бы миниатюры-метафоры, в которых вся наша жизнь, забавная и драматичная. (Разговор с Полуниным о жизни - в следующем номере.)

Еще один фестивальный спектакль: Алла Демидова "Поэма без героя", с оркестром под управлением Евгения Колобова. Зрелище безупречно строгое, хотя и задумано в непростом жанре. Актриса читает под классическую музыку, от Баха до Шостаковича, ахматовскую поэму. Живой человеческий голос, усиленный микрофоном, и живой оркестр - соединение, требующее деликатности с обеих сторон. И вот итог - гармоничный, нежный, красивый, изящный, но с большим внутренним напряжением и нервом сделанный спектакль.

Михал Михалыч Жванецкий не часто сегодня радует публичными выступлениями. Но "Карусель" он, лауреат "Триумфа", почтил концертом в Зале Чайковского. Маэстро юмора фонтанировал, искрил, импровизировал и вообще был настоящим душкой: артистизма и обаяния ему не занимать. Читал немало давних вещей. Про быт, про баб. О насущном, о дне сегодняшнем - это лучше к "Куклам" или Шендеровичу, там и острее, и злободневнее. По крайней мере, сатирой нынешнее творчество любимого М. М. назвать, пожалуй, уже можно лишь с натяжкой - скорее, это просто юмор. Но юмор фирменный, "жванецкий", афористичный. "У меня железное правило: голый человек не должен быть один", "Современная эстрада - это та же наскальная живопись", "Популярность - это когда час в общественном месте идешь до туалета, все останавливают и просят автограф" - и так далее, и тому подобное.

Зал был полон, особенно амфитеатр и галерка - публика была не из элиты, все больше из простых, в отличие от предыдущих представлений программы "Карусели". Жванецкий к концу фестиваля круто развернул его к народу. Впрочем, соединение элитарности и демократичности - тоже одно из "триумфальных" качеств. Впереди еще премьера шекспировских "Хроник" у Юрия Любимова на Таганке, завершающая фестиваль. О ней напишем отдельно.

Квартет квартетов

ВЕЛИКОЛЕПНОМУ струнному квартету им. Бородина в эти дни исполняется 55 лет. И еще один славный юбилей связан с этим коллективом. 75 лет Валентину Берлинскому, одному из основателей и бессменному лидеру квартета. Валентин Александрович вспоминал, как его, студента второго курса Консерватории, взял за руку коллега-однокурсник Мстислав Ростропович и уговорил начать играть вместо него в студенческом квартете, который занимался в классе профессора Михаила Териана. "У меня другие планы... Я только сдам зачет по квартетному классу, а ты, Валя, поиграй вместе с этими ребятами. У вас дело должно пойти". Эти "ребята" стали довольно скоро известными музыкантами. Называю "стартовый" состав квартета: первая скрипка - Ростислав Дубинский, вторая скрипка - Владимир Рабей, альтист - Рудольф Баршай, виолончелист - Валентин Берлинский.

Особого внимания заслуживает вклад квартета Бородина в развитие современной русской и советской музыки. Квартет сыграл все ансамблевые сочинения Шостаковича, Вайнберга, Свиридова, Попова. Сейчас с ними играют Элисо Вирсаладзе, Виктор Третьяков, Юрий Башмет. Думаю, что в этих достижениях не последнюю роль сыграла великолепная российская школа в игре на струнных инструментах, мастерство их профессора в студенческие годы Михаила Никитовича Териана и, конечно, музыкантское подвижничество лидера квартета Валентина Берлинского. Практически он бессменно руководил ансамблем, спасал его от развала в моменты неизбежных смен составов и находил новых блестящих исполнителей. Из выдающихся в прошлом музыкантов квартета хочу вспомнить Дмитрия Шебалина, альтиста с уникальным звуком и тонким чувством ансамбля. Сейчас он профессор Московской консерватории.

В концертах, посвященных юбилею квартета и его лидера-основателя Валентина Берлинского, будут исполнены произведения Шостаковича, Чайковского, Респиги, Шумана, Бетховена, Шоссона и, конечно же, Бородина. Солисты на юбилейных вечерах - Юрий Башмет, Маквала Касрашвили, Элисо Вирсаладзе, Семоль Метц (Нидерланды). Поздравить юбиляров съедутся музыканты из многих стран Европы. Нынешний состав квартета: Рубен Агаронян - первая скрипка, Андрей Абраменков - вторая, Игорь Найдин - альт и незаменимый Валентин Берлинский.

ЮБИЛЕЙНЫЕ КОНЦЕРТЫ MMM, Большой зал Московской консерватории, 17, 19, 22 января.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно