Станица Обливская: послесловие к драме

   
   

В МИРЕ существует более 1000 опасных для человека вирусов. Те, что поражают людей ежедневно - грипп, гепатит, СПИД и т. д., у всех на слуху. О менее распространенных вспоминают, лишь когда инфекция выходит из-под контроля.

В КЕМЕРОВСКОЙ области 60 тысяч человек укушены клещом, и инфекционистам еще предстоит разобраться, сколько среди них энцефалитных. В Ставропольском крае - собственная вспышка крымской геморрагической лихорадки, никак не связанная с ростовской. Восемь случаев и четыре смерти - наглядная иллюстрация пятидесятипроцентной летальности! В сопредельном Казахстане зарегистрированы случаи чумы, еще одного природно-очагового заболевания. Ожидается сибирская язва. Жаркое лето-99 продолжается...

С 5 ИЮЛЯ по настоящее время в Обливской было зарегистрировано 65 случаев крымской геморрагической лихорадки (полное название конго-крымская-хазар геморрагическая лихорадка). В том числе 26 у детей. Погибли 6 человек.

Вирусов - возбудителей геморрагических (гемо - кровь, рагия - течение) лихорадок в мире насчитываются сотни. Кроме крымской геморрагической лихорадки есть еще омская и самая известная - геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС). Их симптомы: высокая температура, сильные головные боли, многочисленные внешние и внутренние кровоизлияния, но при ГЛПС к прочим "прелестям" добавляется острая почечная недостаточность...

В Ростовской, Астраханской и других южнороссийских областях, в Ставропольском крае находятся природные очаги заболевания. Естественный резервуар лихорадок - это степные грызуны, а переносчики - степные же клещи. Раз примерно в 30 лет происходит стечение обстоятельств, при котором естественный рост популяции клещей накладывается, например, на жару. Так запускается механизм передачи заболевания от животных к человеку.

Заражение человека происходит через кровь при укусе клещей, блох, мокрецов, некоторых видов комаров. Впрочем, в Обливской был случай, когда заболевший мальчик укусил врача-реаниматолога при интубации. Ребенок умер, врач заразился, но остался в живых. Версия о передаче воздушно-капельным путем, к счастью, не подтвердилась.

Вакцины от крымской геморрагической лихорадки, летальность которой доходит до 50%, не существует. Лечат ее с использованием гамма-глобулина. Грубо говоря, это кровь переболевших с антителами от геморрагической лихорадки.

Вспышка будет закрыта через 17 дней (максимальный инкубационный период) после благополучной выписки домой последнего больного. Правда, остались клещи, которые в это время года переходят в стадию личинок. Новое поколение, которое родится осенью, будет инфицировано вирусом геморрагической лихорадки. Их еще предстоит вытравить. Деньги на это есть, как нашлись они и на лечение заболевших, и на дератизацию, и на уничтожение клещей. Теперь, когда диагноз поставлен, очаг локализован, умершие похоронены, врачей мучает другой вопрос: почему так поздно? Борьба с крысами и насекомыми, будь она проведена не после вспышки лихорадки, а до нее, вообще не пустила бы болезнь в Ростовскую область. Так что причина, по большому счету, не в конго-крымской лихорадке, а в извечном российском разгильдяйстве. А оно, в отличие от лихорадки, не лечится.

Смотрите также: