Михаил Ремизов: "Читайте детям!"

   
   

СЕГОДНЯ разговор о проблемах обучения детей письму и чтению ведет преподаватель М. Г. РЕМИЗОВ. Михаил Григорьевич Ремизов. Окончил школу-студию МХАТ. Актер театра им. Станиславского. Преподает актерское мастерство и художественное чтение на курсах "Репетитор".

В СВОЕ время я лет пятнадцать "дедморозил" буквально по всей Москве. Парки, дома культуры, детские сады, школы. Но однажды в одной школе я испытал нечто такое... Одним из моих сюрпризов для детей было "превращение" прозрачной воды в банках в цветную: то в синюю, то в зеленую, то в красную. Так вот, когда осталась последняя баночка, я предложил "самому смелому" проделать со мной это волшебство. Первым выскочил рыжий мальчишка и тут же схватился за банку. Мы приготовились и побежали с ним по кругу, приговаривая заклинание:

Я Мороз, Мороз, Мороз,

Приморозил волку хвост!

Если только захочу,

Всех вас за нос прихвачу!

Остановившись, мы сказали с ним самые главные слова:

Сделай, Зимушка-Зима,

Чтоб вода была красна!

   
   

И я оставил банку в его руках. Вода в ней краснела на глазах. Дети вокруг, как всегда, ахнули!

Мой же "смельчак" не произнес ни звука. Он стоял как вкопанный, не шелохнувшись.

Я слегка занервничал. Рот его медленно открывался... Глаза увеличивались... Лицо покрывалось пятнами... Я хотел было взять у него баночку, но не посмел. Он медленно перевел взгляд на меня. Глаза его говорили мне: "Я это совершил... Ты видишь... Оно свершилось..." Он не ожидал от себя такого.

Уже прошло много лет, но стремление побуждать детей к "открытиям" во мне крепнет. Учеба без "открытий" и "прозрений" бессмысленна. Когда спрашиваю ребят, а это подростки

1415 лет, зачем они пришли в "Репетитор" и чему бы они хотели научиться, многие отвечают, что хотели бы научиться выражать свои мысли. Так вот, когда наступает момент выражать эти самые мысли, они начинают пугливо ежиться, а некоторые испытывают сильное смятение. Ведь с раннего возраста их учили, что правильный ответ - хорошо, а неправильный - плохо. А раз ошибся, непременно будешь морально осужден. Плохо! Очень плохо! В результате мышление у ребенка сковано, а интуиция "под запретом".

Вот пример. Разбираем отрывок из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила", где описывается бой русских с печенегами. Я прошу ребят сформулировать идею этого отрывка. Вот несколько типичных ответов: "Не лезь, куда не просят!", "Убойная сила Руслана!", "Коллективизм русского народа!", "Сила русских!" и т. д.

Сразу видно, что анализ явно склонен к идее силы, но какой? Физической, конечно, ведь это примета нашего времени. Другой силы эти дети пока не видят. Не приучены, не настроены они видеть то, чего "глазами не увидишь".

- Ребята, давайте проведем анализ отрывка, может быть, мы обнаружим другой замысел поэта! Отрывок начинается словами:

Бледнела утренняя тень,

Волна сребрилася в потоке,

Сомнительный рождался день

На отуманенном востоке...

- Вопрос всем: почему Пушкин написал БЛЕДНЕЛА утренняя тень? По их реакции вижу, что подобных вопросов им не задавали. Но я выжидаю.

Витя. Ну... тень как бы слабеет...

Рома. Тут утро... И солнце вроде встает... И тень как бы тает...

Я. Ага, значит, по вашей логике, Пушкин озабочен передачей светового эффекта?

Света. Волны так играют на солнце, что отблеск от лучей...

Я. Опять получается световой эффект! Может, Пушкин описывает русскую природу?

Лучше б я не задавал этого вопроса, потому что на меня тут же обрушивается мощный поток восклицаний:

- Да, да! Тут Пушкин описывает русскую природу! Пушкин любил русскую природу!

Я. Помилуйте! Да ведь Пушкин никогда не описывал русскую природу! Этой каверзы от меня никак не ожидали! И ринулись защищать Пушкина:

- А "Евгений Онегин"? А "Осень"? А "Зимнее утро"?

Я. Ничего подобного! Нет, нет и нет!

Атмосфера в классе электризуется. Внимание обостряется.

Я. Чтобы не быть голословным, давайте анализировать дальше. Витя, скажи, что происходит в этом отрывке?

Витя. Бой русских с печенегами!

Я. Прекрасно! Значит, получается, что Пушкин стоит себе где-нибудь на холмике и думает: пока сражение не началось, дай-ка я опишу русскую природу! Так, что ли?

Нелепость ситуации Витя и другие дети ощущают сразу.

Я. Так почему же БЛЕДНЕЛА утренняя тень? Почему она становилась бледная перед боем?

- Страх! - вскочив со стула, вскрикнул Рома.

Я. А почему "волна СРЕБРИЛАСЯ в потоке"?

И Витя, сам от себя не ожидая, начинает "творить". Он уже взволнован

и говорит сбивчиво, но внутренне уверенно:

- Тут очень много... Тысячи мечей, щитов, копий! И вода... Она как бы... металлическая! Не мягкая и теплая, а металлическая и холодная!

Я обращаюсь к девочке: - Света, так что же тогда описывает Пушкин?

Света очень довольна, когда к ней лично обращаются: - Пушкин описывает не природу, а страх и тревогу, разлитую в природе! Вот так мы наконец и добрались до сути.

Дальше мы подробно разбираем весь отрывок до конца. Должен признаться, что заниматься этим с детьми безумно увлекательно и приносит мне массу удовольствия! Так как видеть детские "открытия" и "прозрения" без внутреннего восторга невозможно! И ни о какой уже "убойной силе Руслана" и речи быть не может! Так как речь идет "о духовном подвиге, о духовной мощи и вере, которая способна делать из нас Русланов в тяжкую пору испытаний".

И теперь, когда Витя, Рома, Света читают Пушкина вслух, то это уже не вялое, серое чтение рифмы, а энергичное и смысловое чтение. Чтение, полное ритмических переходов и живых интонаций. Чтение, позволяющее проявлять свою индивидуальность и, если хотите, свой взгляд на мир. И тогда труд учителя, который всегда грозит быть "сизифовым", превращается в радость!

У разуверившегося в своих силах подростка есть сакраментальная фраза: "У меня ничего не получится, я не могу". Господи, сколько раз мне приходится слышать эти слова, а ведь они затягивают ребенка в бездонный колодец внутреннего крушения. Он становится "заложником" этих слов. И невинная ситуация становится угрожающей. Нередко у ребенка это сопровождается неожиданными слезами, страхом и т. д.

Всегда есть выход из этого тупика. Я, наверное, проявляю максимализм, но для меня важно, чтобы Ванечка, Коленька и Любочка смогли сейчас, в данную минуту, справиться с критической ситуацией. Иногда доходит и до такого.

Вова с трудом дочитал текст небольшого рассказа. Он уже понял, что у него ничего не получилось. Отодвинув текст, тяжело вздохнув, он как бы замер. На лице обида, глаза увлажняются. Мне его безумно жаль. Я напряженно думаю только об одном: как мне помочь, что сделать?.. Он начинает уже шмыгать носом. Он уже смахивает первую слезу, украдкой поглядывая на меня. Группа сидит в тишине и наблюдает за Вовой и за мной. Сделать вид, что ничего не произошло?

Но ведь парню пятнадцатый годок, он плачет на виду у ровесников - его же засмеют! Дети в этом возрасте бывают порой неосознанно жестоки. Оправившись от секундной растерянности, вспоминаю, что я актер. Внимание с плачущего Вовы мне надо немедленно переключить на себя. Я тоже начинаю шмыгать носом, а руками "рыскать" по карманам в поисках носового платка. Найдя наконец платок, я начинаю вытирать свои слезы, которые у меня тоже появились, - я плачу. У меня тоже горе... Но я плачу куда как горше, так как я себя не сдерживаю... При этом прошу Вову попробовать прочитать еще раз. Я почти умоляю его. И тут... Я даже не знаю, что и думать... Как ни парадоксально, но Вова, видя мои слезы и как бы горе, начинает смеяться вместе с остальными ребятами. Его руки сами берут текст, и он уже готов читать снова!

Как только ребенок сделал попытку, я счастлив! Молодец! Умница! И горсть конфет тут совершенно не помеха, а заслуженная награда! Он начал работать! Он, может быть, впервые посмеялся над своим "не могу"! А это ПОБЕДА!

Наших детей в школе не учат думать. Они, как правило, не понимают, что читают. Школа почему-то считает, что приблизительный пересказ и составляет анализ произведения. То есть они остаются сторонними наблюдателями, забывая секрет Экзюпери: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь".

Есть ребята, читающие в темпе "скаковой лошади". Но на вопрос, о чем это, ответить не в силах. Они не дают себе возможности погрузиться в произведение, прочувствовать его. А в этом и есть сокровенный смысл чтения литературы.

На занятиях приходится налаживать механизмы восприятия не только текстов, но и самих себя. Хороший актер, выразительно читающий или играющий, слышит себя абсолютно. Для того чтобы все время как бы соизмерять себя с тем, что читаешь.

В жизни все люди непроизвольно проделывают эту "работу", даже не задумываясь. Они всегда находят и проявляют меру своего участия в том или ином событии - горячо, страстно, иронично, лукаво и т. д.

Почему же при чтении дети часто формально бездушны, механичны и бездумны?

Мамы и папы, бабушки и дедушки, а ведь это вы, родные мои, причастны к этой беде. Большинство родителей, приходящих к нам в "Репетитор", жалуются, что их сын или дочь не читают книг. На вопрос: "Когда вы перестали читать ребенку?"

- сознаются, что очень давно.

Есть верный способ: читать книгу вместе с ребенком перед сном. Если этот способ превратить в ритуал, то он становится чудодейственным. Читайте детям больше! Читайте вместе и сопереживайте! Это решит проблемы не только чтения и мышления, но и ваших отношений.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

ПРИГЛАШАЕМ к разговору родителей и педагогов, школьников - всех, у кого есть проблемы с преподаванием или обучением. Связавшись с нами по горячей линии (095) 928-3476 с 16.00 до 21.00 ежедневно, вы можете задать интересующие вас вопросы. Вам ответят специалисты "Репетитора" - преподаватели, психологи, консультанты и автор метода "врожденной грамотности" Ольга Олеговна Веровенко. Наиболее интересные фрагменты этих бесед мы опубликуем. Для тех же, кого интересует зачисление на курсы, мы приводим ниже подробную информацию.

Смотрите также: