Продолжение, начало в N 10
Рассказы про животных
ДОШКОЛЬНИКИ и младшие школьники очень любят такие рассказы, однако не забывайте, что законы природы довольно жестоки. Поэтому, если ваш ребенок раним, чувствителен, возбудим, склонен к страхам и застенчивости, лучше либо опускать кровавые подробности, либо временно воздержаться от чтения некоторых повестей и рассказов.
К примеру, я не рекомендовала бы читать пяти-семилетним детям повесть В. Бианки про мышонка Пика (между прочим, включенную в один из учебников для первоклашек!). Да, в этой повести рассказывается много интересного о повадках мышей и птиц, но там есть и картины, способные травмировать впечатлительного ребенка. Например, такая: "Ветви куста были усажены длинными острыми колючками. На колючках, как на пиках, торчали мертвые, наполовину съеденные птенчики, ящерки, лягушата, жуки и кузнечики. Тут была воздушная кладовая разбойника".
Не советую и поощрять увлечение дошкольников книгами о динозаврах. Нынче эти животные в почете, но если абстрагироваться от моды, придется признать очевидную вещь: динозавры - животные очень страшные. В старину их назвали бы куда откровеннее - "чудищами". Только представьте себе реальную встречу с таким "милягой" - и вас, даже если вы самый ярый поклонник ископаемых, прошибет холодный пот.
По наблюдениям детских психологов, у дошкольников, увлекающихся динозаврами, высокий уровень тревожности, много страхов, о которых они далеко не всегда рассказывают родителям. Разглядывание картинок с изображением скелетов и черепов (а в книжках про динозавров такие картинки присутствуют очень часто, ведь облик ископаемых восстановлен по их костям) неизбежно наводит ребенка на мысли о смерти.
Помню большеглазого малютку Романа. В четыре года он уже прекрасно рассуждал на самые разные темы и любил книги про животных. Желая идти в ногу со временем, мама купила ему "Атлас динозавров". Мальчик выучил текст наизусть и поражал гостей своими недюжинными познаниями. Только он почему-то перестал засыпать один, ни на минуту не оставался без мамы даже днем и начал закатывать дикие истерики, стоило ему хотя бы чуточку ушибиться или поцарапаться. Собственно, эти истерики и послужили поводом для обращения мамы к психологу. "Не понимаю, что с ним стряслось, - недоумевала она. - Чуть где кольнет, он - в панику: "А я не умру?" А если, не дай Бог, споткнется и до крови обдерет коленку - такое начнется! В сумасшедшем доме - и то, наверное, спокойнее". Маме и в голову не приходило связать "немотивированный" страх смерти, внезапно возникший у ее сына, с любимой книжкой. Но, мысленно восстановив развитие событий, она вспомнила, что страхи у Романа появились практически сразу же после приобретения "Атласа".
Приключения
ИХ ОБОЖАЮТ все дети, особенно мальчики. Каждому, даже самому робкому ребенку, в глубине души хочется стать героем, а приключенческая литература дает ему такую возможность или исторические книги тоже нередко изобилуют довольно страшными подробностями. Скажем, развитый семилетний ребенок вполне способен одолеть "Приключения Тома Сойера", однако если его терзают страхи темноты, смерти, бандитов и одиночества, блуждания Тома и Бекки в катакомбах способны произвести на него слишком тягостное впечатление. А индеец Джо может начать являться к нему по ночам. То же самое относится и к "Таинственному острову" Стивенсона. Одна черная метка пиратов чего стоит!
Когда имеешь дело с впечатлительными детьми, лучше отсрочить знакомство и с "Принцем и нищим", ведь помимо смешных ситуаций, в которые попадает не знающий придворного этикета Том Кенти, там есть множество совсем не смешных подробностей из жизни лондонских бедняков. А также красочные описания пыток и казней.
На этом произведении я, честно говоря, обожглась сама. Мой младший сын - великий книгоглотатель. Совершенно свободно, как взрослый, он начал читать в пять лет и к шести одолеть за несколько часов сказочную повесть типа "Баранкин, будь человеком!" Я же, следуя принципу "опережающего чтения", старалась заинтересовать его чем-то немного более сложным. Так мы с ним читали по вечерам Жюль Верна, а по выходным сын, когда у папы было время, задавал ему разные вопросы из области естествознания, на которые не могла ответить ему я. Вместе с папой они ходили в биологический или зоологический музей - книги Жюль Верна пробудили у малыша интерес к природе. Но мне хотелось заинтересовать его еще и историей. И вот однажды мне попался на глаза "Принц и нищий". Я в детстве его обожала, но у меня стерлось в памяти, что эту книгу я читала лет в десять. А сыну моему недавно исполнилось шесть. Эксперимент быстро пришлось прекратить. Хотя я, уже сообразив, что к чему, пыталась на ходу опускать целые абзацы, ребенок все равно не выдержал. "Не хочу я про них читать! - со слезами на глазах вскричал он, когда несчастного принца, переодетого лохмотья нищего Тома Кента, бедняки в очередной раз подвергли издевательствам. - Не нужны они мне, раз они там, в прошлом, были такие жестокие".
Может быть, поэтому Феликс до сих пор не любит приключенческих романов (например, Вальтера Скотта), действие которых разворачивается в средневековье?..