"Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно? Ты же уже большой!" - частенько укоряем мы трех-четырехлетнего малыша, испугавшегося чужого дяди или собаки. Укоряем и надеемся, что помогаем ребенку перерасти свои страхи.
Но, увы, с этими самыми страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно - считает детский психолог Татьяна ШИШОВА. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним: чем больше расширяются его познания и развивается фантазия, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека в нашем далеко не безопасном мире.
Страх смерти
...после похорон сестры моего 7-летнего сына как подменили - постоянно думает и говорит только о смерти. Пробовали что-то объяснить, отвлечь - не помогает, только хуже становится. Что делать?
Светлана К., г. Актюбинск
САМОЕ сложное в борьбе с этим страхом заключается в том, что в отличие от боязни чудовищ, он вовсе не надуманный, а вполне реальный. Поэтому родители подчас совершенно теряются, не зная, что сказать тоскующему малышу. Что он будет жить долго-долго, а потом ученые придумают какое-нибудь лекарство? Увы, на детей с невротическим, углубленным страхом смерти такие уговоры обычно не действуют.
Наш многолетний опыт работы показывает, что точку опоры такие дети могут найти в вере в загробную жизнь и бессмертие души. Но приобщать их к религии нужно очень осмотрительно, не напирая на обрядовую сторону и на ужасы преисподней, чтобы не вызвать религиозный психоз.
Особо впечатлительные и тонко чувствующие дети уже в 3-4 года проявляют тревогу: как это их когда-то не было? Мать одной трехлетней девочки рассказывала, что стоило ей в разговоре со старшим сыном вспомнить какое-то событие, случившееся до рождения дочки, как та принималась рыдать, требуя, чтобы ей сказали, где была тогда она. Ответы типа "ты еще не родилась" вызывали у крошки только ярость. Наконец измученная и растерянная мать сказала просто, чтобы - как она потом признавалась - "отвязаться": "Ты была на звезде". И это сработало! Девочка мгновенно успокоилась и с тех пор полюбила слушать истории о детстве брата. Правда, еще года два неизменно уточняла: "А я тогда была на звезде, да?"
Кроме того, родителям стоит проанализировать и свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях (своих и детских), на разговорах о тяжелой, опасной жизни и т.п.? И не пытайтесь себя успокоить тем, что дети не слышат "взрослых" разговоров. Подчас бывает достаточно обрывка фразы, а главное, флюида тревожности, который ловится впечатлительными детьми моментально и нарушает их хрупкое душевное равновесие часто сильнее слов.
Детям лет до 8-10, уж тем более нервным и ранимым, лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это для них настолько непосильное переживание, что их потом могут даже мучить скрытые навязчивые страхи, что их родственники на самом деле неживые люди, а мертвецы. Последствия таких психических травм порой аукаются и через много лет. Например, некоторые взрослые проявляют поразительное бесчувствие, узнавая о смерти друзей и близких. Окружающих оно возмущает, а на самом деле вполне может свидетельствовать вовсе не о жестокости и неблагодарности человека, но о неизжитом иррациональном детском страхе, перед которым его взрослое сознание оказывается совершенно бессильным. Недавно мне рассказали про учительницу, которая, решив наглядно продемонстрировать десятилетним ученикам устройство человеческого организма, сводила их в морг. У рассказчика уже родились и выросли свои дети, но при одном упоминании об этой "просветительной акции" его забила мелкая дрожь.
Это не значит, что при детях вообще не следует упоминать про умерших родственников. Конечно, следует, ведь, кроме всего прочего, это тоже дает надежду на "жизнь после жизни": если человека вспоминают, значит, он не покинул нас окончательно.
Можно попытаться изжить страх смерти в игре, но вряд ли этично делать это напрямую. Если и затрагивать тему смерти в играх, то лишь метафорически. Например, для 6-8-летних детей можно предложить игру "Ищем в плохом хорошее". Мы с Ириной Медведевой обычно предлагаем ее детям, склонным предаваться унынию и легко впадающим в отчаяние (а именно среди таких прежде всего распространен страх смерти).
Ведущий обозначает какую-то малоприятную ситуацию. Например, ребенок с отцом пошли в кино, но опоздали и их не пустили. Неприятная ситуация? - Безусловно. Спрашивается: а что в ней можно найти положительного, чем себя утешить? (Например, на сэкономленные деньги можно покататься на аттракционах или поесть мороженого). За каждый правильный ответ начисляется по очку. У кого очков будет больше - тот, естественно, выиграет. Можно играть и вдвоем, задавая ситуации по очереди (но, разумеется, избегая трагических, связанных с гибелью).
Страх одиночества
...дочери уже 6 лет, а она все еще боится оставаться дома одна. Даже белым днем ей все мерещатся всякие чудовища. Как уж мы с отцом ее не успокаиваем - ничего не помогает.
Наталья П., г. Иркутск
ТАКОЕ поведение может быть обусловлено самыми разными причинами: и полученной некогда психической травмой (например, у нас занимался мальчик, которого в четырехлетнем возрасте пытались похитить, чтобы потребовать выкуп), и ревностью, и природной робостью, и деспотизмом, для которого страх - это лишь маскировка.
Понять истинную причину нежелания ребенка оставаться в одиночестве совершенно необходимо, потому что в разных случаях требуется разный подход.
Истинный же страх одиночества часто присущ хрупким, болезненным, застенчивым, нерешительным детям. Обычно у них высокий интеллект и развитое воображение, но при этом они почти не играют самостоятельно и практически не имеют какой-то своей отдельной внутренней жизни, часто томятся скукой, не знают, чем себя занять. Воображение их не находит адекватного выхода и усиленно "штампует" страшные образы.
Поэтому наипервейшая задача родителей - направить богатое воображение ребенка в менее болезненное русло, научить его самостоятельной работе, ролевым играм, творческому самовыражению. Часто бывает достаточно даже небольшого толчка, чтобы творческая энергия таких детей буквально забила фонтаном.
С детьми 4-8 лет можно поиграть в игру "Потеряшка". Расскажите ребенку сказку. В одном доме жил маленький щенок. (Пусть ребенок сам придумает, хорошо ему там было или не очень, и покажет это вместе с вами в сценках). Пошел он как-то на прогулку и... потерялся. (Зафиксируйтесь на состоянии щенка в тот момент, когда он понял, что хозяев рядом нет. Попросите ребенка показать мимикой и жестами, как щенок растерялся, испугался, впал в отчаяние. Если он будет затрудняться, покажите ему, как можно изобразить эти чувства. Непременно обсудите и причину, по которой потерялся щенок. Может, он слишком далеко убежал вперед или, наоборот, зазевался и не заметил, когда хозяева свернули в переулок? Или заигрался и не обратил внимания на команду?) Дальнейшее развитие сюжета будет зависеть от состояния ребенка.
Если он охотно участвует в игре, придумывайте вместе с ним приключения Потеряшки. Если же сюжет его травмирует, поскорее предложите счастливую развязку, но через несколько дней вернитесь к этой игре и последите за реакцией ребенка. Показывайте именно ПРИ-ключения, а не ЗЛО-ключения Потеряшки, подчеркивая доброту персонажей, с которыми Щенок будет сталкиваться по ходу сюжета. Если ребенок скажет, что Щенку было у прежних хозяев неуютно, пусть его найдут другие люди. Например, сам ребенок.
Момент обретения дома должен, конечно, быть отыгран как очень радостный, но надо непременно подчеркивать, что и приключения свои Щенок потом вспоминал с удовольствием.