Примерное время чтения: 5 минут
250

Учитель даунят

"Про то, как меня ворона схватила"

ШЕЛ я хорошей дорогой. Кругом росла травка, цветочки, солнышко припекало. Вдруг ворона из гнезда вылетела. Я уже все почти набрал: грибы, мед, орешки, всякие вкусные вещи. Ворона схватила у меня корзинку, а я зацепился руками за корзинку и, того не ожидая, полетел. Потом я ей сказал: "Куда ты меня тащишь?" А ворона ответила: "В гнездо. За моими воронятами будешь ухаживать". А когда мы прилетели в гнездо, я увидел вороняток, их было пять. Они играли, крыльями хлопали, пытаясь слететь с гнезда. А ворона сказала: "Ну-ка, воронята, не падайте! А то свалитесь, ноги переломаете..."

ЭТУ сказку написал шестилетний Гриша Д. Вроде бы ничего необычного, кроме того, что такие сочинения пишут не все дети в младшем школьном возрасте, и если бы не одно "но" - у Гриши синдром Дауна. И когда он родился, врачи по давно сложившейся традиции предложили родителям от него отказаться: мол, намучаетесь, он ведь необучаемый и неуправляемый. До некоторых пор так оно и казалось. "К трем с половиной годам Гриша, несмотря на свою понятливость (он был толковым и шустрым мальчиком), говорил лишь несколько слов, постоянно выкрикивал какие-то звуки, поведение его было хаотичным. Его ничем нельзя было заинтересовать, и мы не знали, что же делать с сыном", - вспоминает мама Гриши Елена. Ситуация была безнадежной до тех пор, пока мальчик не попал к Ромене Теодоровне Августовой. Через два года Гриша свободно говорил, отвечал на вопросы, читал детские книги, знал наизусть много стихотворений, сам выдумывал разные сюжеты для игр. Пытается учить французский и в свои шесть лет производит впечатление абсолютно здорового ребенка, живого, подвижного, открытого для общения.

Приговор?

ГРИША - один из десяти учеников Ромены Теодоровны. И хотя она занимается обучением преимущественно детей с синдромом Дауна, кроме них на ее знаменитом диванчике в маленькой московской квартире научились говорить и читать дети с диагнозом: олигофрен, гидроцефал, ДЦП. Все они в свое время прошли через руки специалистов-дефектологов, и везде родители услышали страшный для себя приговор - необучаемы. Ромена Теодоровна считает, что, за редким исключением, можно научить говорить и читать любого ребенка с синдромом Дауна, и еще ни разу ни один родитель не услышал от нее, что его чадо безнадежно.

Наблюдать за занятиями Ромены Теодоровны - все равно что побывать на спектакле. Это не просто урок, а маленькое представление с разыгрыванием сценок и музицированием. Иногда дети отправляются в лес, театр, зоопарк, и не просто так провести время, а с пользой. Они готовятся к этому посещению заранее, обсуждая то, что им предстоит увидеть, так что потом полученная информация остается в голове навсегда. Чтобы добиться результата, необходимо беспредельное терпение, которого не хватает даже родителям. И они искренне удивляются, откуда у этого педагога столько сил, чтобы тысячи раз спокойно повторять одно и то же, до тех пор, пока ребенок не поймет. "Я люблю детей, люблю свою профессию. Умение внушить, интуитивно почувствовать, что именно нужно ребенку, знать, как именно объяснить урок, - вот и все мои секреты. Я не произвожу отбора среди детей, не делю на обучаемых и необучаемых", - говорит Ромена Теодоровна. Эта маленькая женщина - человек строгий, иногда даже жесткий, но дети от нее без ума. Уехав куда-то, она пишет им письма, и дети диктуют ответы, а при встрече выкладывают все новости. На ее диванчике каждый ребенок чувствует себя личностью и перечеркивает все штампы, годами накопившиеся по отношению к таким детям.

В рамках диванчика

К СОЖАЛЕНИЮ, все, что происходит на диванчике, до сих пор остается только в стенах этой московской квартиры. Однажды к Ромене Теодоровне приехала женщина из Киева со своей дочкой. Все занятия она сняла на пленку и дома показала киевским специалистам. "Это все обман, монтаж, такого быть не может. И вообще, мамаша, не занимайтесь ерундой, ваш ребенок бесперспективен", - отреагировали те, не желая соглашаться с очевидным. Да, на самом деле гораздо проще признать детей с синдромом Дауна неполноценными, согнать их в интернаты, где они мрут как мухи, и прикрыться идеей гуманного отношения и к этим детям, и к их родителям. Но Ромена Теодоровна считает, что ее работа как раз и направлена на то, чтобы доказать всем окружающим: эти дети обучаемы, причем с раннего возраста, - и добиться уникальных результатов.

В планах Ромены Теодоровны - вести свою группу и дальше, ведь методика написана только до 6 лет, и есть смысл продолжить ее развитие. Надо издать уже написанную ею книгу для родителей и приложить документальный фильм. Стоит оговориться, что сейчас Августова работает бесплатно, на голом энтузиазме. Поначалу ее уроки оплачивались из гранта, который получала Московская ассоциация даун-синдром. Теперь деньги закончились. Прекратить их - значит отказаться от уникальных наработок и от всего того, чему отдано много сил и времени. И перестать верить в то, что люди с синдромом Дауна когда-нибудь все же займут достойное место в нашем обществе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно