СЕГОДНЯШНЯЯ ситуация с молодыми режиссерами в Москве очень напоминает анекдот эпохи застоя про черную икру, когда на злобный вопрос покупателя, почему нет икры, продавщица вежливо ответила: а ее кто-нибудь спрашивает? Вот так и всеобщие сетования на то, что завтра некому будет возглавить театры и поставить спектакль в Москве, почему-то меньше всего волнуют сами театры. Впрочем, давайте по порядку.
В подмастерья к мэтру
МОЛОДОЙ человек, закончивший РАТИ (б. ГИТИС), а именно там учат будущих режиссеров, оказывается в свободном плавании - без определенного места работы. Жизнь предлагает ему два пути: либо пойти в театр очередным режиссером и заниматься всеми текущими делами, кроме постановки спектаклей, либо стать свободным художником и ждать, когда же тебя пригласят этот самый спектакль поставить.
Как правило, сегодняшние режиссеры - выпускники театральных институтов - идти в подмастерья не хотят, зная по опыту своих старших товарищей, что самостоятельную постановку удастся получить раз в десять лет. Пример тому - опыт ныне уже признанного дважды лауреата Государственной премии Сергея Арцибашева, художественного руководителя Театра на Покровке. После окончания института Ю. П. Любимов пригласил его в свой театр. Деятельный Арцибашев был подмастерьем у Любимова, потом у Эфроса, был и актером, но только один поставленный им спектакль за десять лет работы в театре появился на афише - "Надежды маленький оркестрик", да и то он был поставлен в первый год работы. В остальное же время было ожидание постановки. Сегодня режиссер, которому почти пятьдесят, имеет свой театр, лишь недавно перестав числиться в молодых.
"Прочь из Москвы!"
НЫНЕШНЯЯ молодежь боится кропотливой театральной текучки. Положение гастролера устраивает их гораздо больше. Сегодняшние, хорошо обученные, талантливые и вполне прагматичные выпускники РАТИ без особого сожаления бросают Москву и едут в провинцию. Их первые шаги в режиссуре все реже и реже делаются в московском профессиональном театре, где успех часто диктуется не мерой выучки и дарования. К тому же страх перед большой сценой, перед маститыми актерами, перед зрителями толкает их в подвалы, студии, в замкнутые театральные "секты".
Одно из самых замечательных начинаний, которое несколько лет очень продуктивно живет и работает в Москве, - "Дебют-центр" при Доме актера. Там все вместе - драматурги, актеры, а главное, режиссеры делают первые шаги. Именно там Г. Стрелков, Д. Урнов, Н. Агеев, Н. Крутиков, О. Субботина, В. Данцигер, А. Алдошин показали свои первые зрелые, интересные самостоятельные спектакли. Но в результате О. Cубботина ставит "Маленькие трагедии" в Перми, Д. Урнов работает в Ижевске, О. Рыбкин, худрук знаменитого "Красного факела", - в Новосибирске, а Н. Агеев стал одним из самых востребованных российской провинцией режиссеров.
Знает ли Москва Дмитрия Чернякова и Виктора Рыжакова (оба москвичи)? Если и знает, то Д. Чернякова - по спектаклям в Вильнюсе, Твери, Новосибирске, причем и в оперных, и в драматических театрах (один из его спектаклей - "Давид молодой" - был в сезоне 1999/2000 годов номинирован на "Золотую маску"). В. Рыжаков, более известный в роли профессора Преображенского, которого он прилетает играть в "Собачьем сердце" в московский ТЮЗ, несколько лет возглавляет Петропавловск-Камчатский драматический театр. Недавно Г. Волчек предложила ему перейти в "Современник" в качестве актера. Рыжаков от такого лестного предложения отказался.
О, счастливчики?
ЛИШЬ немногим удается в столице счастливый дебют в профессии - Е. Невежиной, В. Шамирову, С. Кутасову. И благосклонность эта не в удачном стечении обстоятельств, а в том, что последовало продолжение после дебюта. Е. Невежина ставит в "Сатириконе" сначала "Жак и его господин", потом "Слуги и снег" А. Мердок, ее пригласили в Театр им. В. Маяковского для работы с И. Костолевским и М. Филипповым, потом опять постановка в "Сатириконе" - "Контрабас" П. Зюскинда с К. Райкиным. Ученица П. Фоменко, она сумела работать со звездами, что для молодых режиссеров всегда является сложностью.
С. Кутасов, обратившись к "Доходному месту" Островского в Театре им. Р. Симонова, попал в ситуацию откровенного кризиса этого театра. Этот спектакль, а затем последовавший за ним "Тартюф" Мольера театр из кризиса пока не вывели, однако уже предлагают иное, более серьезное к нему отношение.
Но при этом надо признать, что ни С. Кутасов, ни В. Шамиров, заявивший себя постановкой "Дон Жуана" А. Толстого в ЦТРА, продолживший опыты в Школе драматического искусства и оказавшийся на обочине антрепризы, сегодня никакого нового слова в театральном искусстве говорить не собираются. Они заложники той театральной системы и структуры, в которую попали. Нынешний театр, сориентированный на коммерцию и выживание, находится в ситуации "замерзания", когда режиссер - вполне удобная фигура, винтик в машине постановки спектакля, желательно кассового и успешного.
В сегодняшней ситуации столичные театры не рискуют идти на эксперимент. Приглашение молодого режиссера - риск. Причем огромный - успех не гарантирован. Вот и вздыхаем - кто поставит в Москве спектакль завтра?
Смотрите также:
- НОВЫЙ СЕЗОН ПОДНИМАЕТ ЗАНАВЕС. Театр дошел до садизма →
- Как добиться красивой жены мирным путем →
- Укрощенный блин →