Косить под бедных выгодно?

   
   

БОЛЬШИНСТВО из вас удивится, узнав, что Курская магнитная аномалия находится на самом деле не в Курске, а в Белгородской области. Парадокс возник из-за того, что область была образована в 1954 году. Белгородская область по российским меркам - маленькая. Занимает 27,1 тыс. км2. Но народ тут живет плотно. Численность населения внушительна - 1492,1 тыс. человек, что соответствует 1% населения страны.

Богатствами природа оделила этот край даже слишком. 40% разведанных запасов железных руд России принадлежат этому региону. Кроме того, есть бокситы, фосфориты. В 30 километрах от Белгорода идет строительство нового рудника - Яковлевского. Запасы этого месторождения в 15 раз больше Криворожского бассейна на Украине. И ко всему - здесь богатейшие черноземы. Климат мягкий, благоприятный для выращивания овощей и садовых культур. Сам Белгород ассоциируется у приезжих с тихим южным городом. Пирамидальные тополя, аллеи каштанов. Во дворах, на солнцепеке жарятся матрасы и подушки, добавляя к тишине ощущение уюта и патриархальности.

Донорство не в моде

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ области представлена сегодня 12 основными отраслями, ведущими из которых являются черная металлургия и пищевая промышленность. Продукцию белгородцы экспортируют в 30 стран мира. В прошлом году продали на Запад товара на 376,3 млн. долларов.

Средняя зарплата в области 1436 рублей. Но в промышленности она выше. У металлургов до 3 тысяч. Половину областного бюджета "делают" всего три крупнейших предприятия, связанных с переработкой руды. Два из них находятся в Старом Осколе, третий - в Губкине. Набор из 25 основных продуктов питания (потребительская корзина) стоит 603,46 руб. Местные газеты, зорко следящие за ценами на мясо и молоко, сообщают, что цены на рыбу и мясо в области самые высокие по Центрально-Черноземному региону, зато здесь самая дешевая колбаса, молоко и подсолнечное масло.

Но, несмотря на богатство края, область не относится к числу "доноров". Белгородчина дотационна. В связи с этим и первый вопрос губернатору Евгению САВЧЕНКО.

- Область на несметном богатстве сидит и одновременно руку за помощью к Москве тянет. Это как?

- Дотационными быть выгодно. Если бы мы были отдельным государством, то могли распоряжаться недрами как хотим, а они принадлежат всей России. Половина налогов, которые мы собираем, уходит в федеральный бюджет. Несколько миллиардов дает таможня на границе с Украиной. Все отдаем. Вот поэтому мы и дотационны. На 4%. И положение просящего в России уже давно типично, привычно.

- Сколько людей в области находится за чертой бедности?

- В разное время от 15 до 22%. Сейчас в год в области покупается 25 тысяч легковых автомобилей, а 10 лет назад - 1,5 тысячи. Значит, люди богаче стали жить. Если развернуть все наши возможности, то область запросто может прокормить 5 миллионов человек. Уже сейчас 60% продовольствия мы вывозим за пределы региона. Но нет рынка. Все забито импортом.

- А кто мешает конкурировать?

- Посмотрите, кто формирует цены. Не фермер, не экономика, а экспортные субсидии. Условно говоря, окорочка стоят 2 доллара за килограмм, а американцы поставляют нам их по 20 центов. У них цель долговременная: задавить нашего производителя, чтобы потом поставлять продукцию беспрепятственно и дороже.

Поначалу считали, что эта ситуация взбодрит экономику, но на самом деле благодаря этой экспансии кое-кто уже и ноги протянул.

Поросенок по векселю

ЗЕМЛЯ в области работает не хуже металлургических заводов. Посевные площади составляют 1,5 миллиона гектаров.

- А, знаете, наша всеобщая разруха в сельском хозяйстве может стать большим плюсом, - уверяет Савченко. - С химией у нас бедновато, а почвы богатейшие. Лет за пять при хорошем менеджменте мы можем занять в мире нишу по производству экологически чистых продуктов. Запад без минеральных удобрений ничего вырастить на своих бедных почвах не может. У них просто наркотическое земледелие. Конечно, за год революцию в сельском хозяйстве не делают, но мы уже знамена развернули!

У белгородцев уже есть несколько программ, позволяющих сделать сельскую жизнь комфортнее. Первая программа называется "Свой дом". Дают селянину на дом ссуду, часть ее в виде стройматериалов, которые производит область. За 10 лет хозяин будущего дома рассчитывается за жилье тем, что вырастил сам: картошкой, мясом, молоком, медом. Идее 7 лет, ежегодно 3,5 тысячи семей въезжают в собственные коттеджи.

В области введен единый земельный налог. Крестьянин платит не десятки налогов, в которых не разобраться, а один. Размер его зависит от того количества гектаров земли, которые за ним числятся. Скажем, за каждый гектар, засаженный пшеницей, надо сдать в качестве налога 200 кг зерна. Чем лучше работаешь, тем больше тебе остается, богаче станешь. У кого сколько земли, известно, налог не утаишь. Можно заплатить мясом, рыбой (если это рыбокомбинат), но в "зерновом эквиваленте", то есть учитывая объем земли.

Есть еще зерновой вексель, позволивший свести безработицу в селе к нулю. На вексель, который может взять любой человек, не имеющий денег вообще, можно приобрести 800 кг комбикорма, тонну зерна, телку или четырех поросят. На выбор. Через год, вырастив и продав, селянин расплачивается по векселю, а все, что осталось, - твое.

А если поросята, полученные по векселю, сдохли? Банкротство? Долговая яма? Оказывается, нет. Выясняется объективная причина, по которой не удалось разбогатеть. Если неурожай или падеж скота произошел по причине природных катаклизмов или болезни животных от инфекции - простят, спишут, дадут начать все заново. Если от разгильдяйства - придется отвечать.

За прошлый год в область переехали 45 тысяч человек. Едут с Севера, из бывших союзных республик. С одной стороны, для области мигранты создают огромные проблемы. С другой - где-то все расселяются, устраиваются. В основном на селе. И живут неплохо. Не знаю, поверите ли, но есть доярки, зарабатывающие по 4 тысячи рублей в месяц. Но не в колхозе, а на ферме, взятой в аренду небольшим коллективом людей. Все работают в поте лица, потому что на себя. И воровать смысла нет, и халтурить. Коров из загибающегося колхоза можно разобрать в "аренду" по домам. Взял три коровы, от одной - молоко полностью твое. Хочешь - сам пей, хочешь - продавай. Колхоз помогает с реализацией, кормами, ветеринарной помощью. Быстрее всех взялась ковать деньги сельская интеллигенция. Один директор музыкальной школы вместе с женой и тещей взял на постой 10 коров. Уже на машине ездит.

Смотрите также: