Владимир ЗОТОВ, префект ЮВАО:
- В ИТАЛИИ, Португалии проблем с отключением горячей воды и отопления не существует. Там нет гигантских теплостанций и многокилометровых теплосетей. Каждый дом, даже многоквартирный, оборудован кондиционерами двойного назначения (для жары и для холодного времени года), работающими от электросети. Это удобно, но нужно учесть, что климат в Москве более суровый.
Владимир МАНЮК, начальник отдела руководителя комплекса городского хозяйства:
- ПЕРВАЯ в мире система централизованного теплоснабжения появилась именно в Москве - в 1924 г. Лет 30 назад на территории столицы "укрепили согревающую вертикаль": было ликвидировано около 10 тыс. котельных, имеющихся практически в каждом доме и на каждом мелком предприятии. Вместо них сегодня нас греют 15 мощнейших ТЭЦ, 32 РТС (районные тепловые станции, в отличие от ТЭЦ они способны вырабатывать только тепло, но никак не электроэнергию) и ЦТП (центральные тепловые пункты во дворах, которые отделяют горячую воду от отопления и "разводят" по домам). Вся система работает на газе. Мазут, из-за отсутствия которого на Камчатке бушует энергетический кризис, у нас используется как резервное топливо. Экономика и экология при использовании газа вместо мазута выигрывает в несколько раз.
Во имя чего мы давали дуба?
ТРЕХНЕДЕЛЬНЫЙ эксперимент, поставленный властями на москвичах, удался на славу. Отключив отопление накануне майского похолодания, столичное руководство пришло к выводу, что обитатели столицы - ко всему приспособленный народ. Пока москвичи давали дуба, высокопоставленные столичные чиновники пожимали друг другу теплые руки в кулуарах на Тверской, 13, и громко сетовали на недопонимание со стороны земляков. Отупевшие от стужи граждане звонили во все инстанции и не верили, что котельная - это не кухонная плита и что для ее разогрева требуется неделя, а то и две. Чиновники лукавили. Любой инженер-теплотехник вам скажет, что уровень современного оборудования позволяет в форсмажорных обстоятельствах привести систему в боевую готовность в течение 2-3 дней. По действующим нормативам, поводом для включения отопления считается среднесуточная наружная t + 8 С на протяжении 5 дней. О грядущих в мае заморозках синоптики предупреждали еще в начале апреля. Если в мэрии об этом не знали, то зачем Москве собственное гидрометеобюро?
Скорее всего, в мэрии и в Управлении топливно-энергетического хозяйства (УТЭХ) экономили. Выдающимися достижениями в сфере энергосбережения специалисты этой отрасли себя не запятнали. Долги "Газпрому" зимой составили 8 млрд. руб. К весне задолженность фактически ликвидировали, но поднялись цены на газ. И тут три недели сверх плана топить?! Зачем столице такие расходы? Побочные эффекты экономии - кашли и сопли - не в счет. Школьники заболели накануне экзаменов? Ничего не поделаешь, "природная катаклизма". Вторая причина - инертность чиновников, точнее, отсутствие мотивации. Для того чтобы адекватно отреагировать на сложившуюся обстановку, нужно выпустить специальное распоряжение, внести поправки в планы! Представляете, какая морока! Зачем? В конце концов, у жителей должны быть электрообогреватели. У кого нет, они продаются. Цены, конечно, кусаются. Плюс плата за электроэнергию. Но властям чего волноваться? Это же карман бывшего избирателя, а не городская казна. (Могу поспорить: если бы выборы мэра с июля на декабрь не перенесли - мы бы в мае не мерзли.)
Может, отказаться от Дня города?
НО ВСЕ ЭТИ майские холода быстро забудутся на фоне начинающегося глобального отключения горячей воды. Неужели мы не можем обойтись без этой процедуры?
Слабое место нашей тепловой системы - ТРУБЫ. Общая длина теплопроводной нити - около 10 тыс. км (расстояние от Москвы до Владивостока). 400 км артерий - аварийные. Состояние остальных тоже оптимизма не вызывает. Трубы подвержены коррозии. Да и вода у нас - не подарок. Столько накипи после себя оставляет! Следовательно, трубы и остальное оборудование нужно как минимум чистить, а как максимум - менять. В Центральном научно-исследовательском и проектно-экспериментальном институте инженерного оборудования подтвердили худшие опасения: "Вся система так устроена, что ПРОФИЛАКТИКУ НУЖНО ПРОВОДИТЬ ЕЖЕГОДНО. При этом горячую воду необходимо ОТКЛЮЧАТЬ". Раньше на это мероприятие отводили 28 дней. Из жалости к трудящимся (?) норму сократили до 21 дня (кстати, на РТС могут уложиться и в 18 суток).
И все-таки в Голландии, например, трубы тоже меняют. Но один раз... в 30 лет. В промежутках - никаких отключений, беготни по знакомым с мочалкой в руках. Чем мы хуже? Чего у нас не хватает для качественного скачка? На сей раз институт обнадежил: ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ УЖЕ ЕСТЬ. Автоматика - надежна. Пластинчатые теплообменники (основной элемент ЦТП) - разработаны. Трубы нового поколения в Москве производим. Изолированные полиуретаном в полиэтиленовой оболочке, с проводами и датчиками, подающими сигналы с места аварии, если такая случится. Все как на Западе. Город в этом году сделал пробный заказ - 100 км. Но даже такой мизер оплатить нечем.
По признанию Юрия Лужкова, "избежать отключения можно двумя способами: 1) поставить резервное оборудование, которое в течение месяца будет "замещать" то, что находится на профилактике; 2) нужно добиться высокой степени очистки воды, а затем и модернизировать весь процесс. Но это потребует громадных финансовых затрат".
В общем, для глобальной перестройки все готово. Нет только главного - ДЕНЕГ.
Сколько их потребуется на реконструкцию всей столичной тепловой сети, специалисты даже не берутся предположить. Цифра явно зашкаливает. Согласитесь, все хорошие идеи поначалу выглядят бредовыми. Но, может, москвичи готовы чем-то пожертвовать в поисках средств? Празднованием Дня города, например?