ЗА КУЛИСАМИ ВЫБОРОВ В МЕСТНЫЕ ДУМЫ. В провинции свои законы

   
   

Не пройдет и месяца, как в России вновь забушуют предвыборные страсти - на сей раз избирать будем в местные Думы.

Однако свобода творчества местных начальников, получивших право творить местные же "Положения о выборах", может зачастую превращаться в свободу сотворения ловушек для демократии.

НАПРИМЕР, тульский губернатор, согласно "Положению", сочиненному его подопечными, имеет право лично посадить в Думу треть своих депутатов. Почти все местные "Положения" захлопывают двери избиркомов и избирательных участков перед любознательными носами журналистов и "наблюдателей от общественных организаций". Это значит, что за плотно закрытыми дверями вовсю может расцвести фальсификация.

В нарушение "Основных положений", утвержденных Указом Президента, на местах наряду с одномандатными округами создаются и многомандатные. Технология проста: весь регион объявляется единым многомандатным округом (семи-десяти-двадцати).

Предположим, что 5% избирателей проголосовал за своих кандидатов. А те получили в итоге не 51%, а все 100% парламентских мандатов. Ибо меньшинство - 49%, проиграв, не получило ничего.

Еще более выявляется на местах неравенство партийных и независимых кандидатов, а значит, и избирателей. Для выдвижения независимому требуется 3 - 5% голосов поддержки, для партийного - только воля партии.

Это лишь некоторые примеры местного бюрократического творчества. Их - тьма. Положение усугубляется еще и тем, что ярое соперничество лидеров демократических организаций ставит избирателя, желающего проголосовать за демократов, в явно невыгодное положение.

А между тем избиратель ничуть бы не пострадал от раздора своих лидеров, если бы он имел право голосовать не за одного, как предписано, а за всех симпатичных ему кандидатов. Подсчет голосов ("мягкое рейтинговое голосование") выявил бы сильнейшего. И наконец, если бы голосование по партийным спискам велось по пропорциональной системе, то есть каждая партия получала бы число мандатов пропорционально полученным голосам, - это бы обеспечивало равенство избирателей. Сейчас же партия, согласно "Положению", набравшая, допустим, 51% голосов, получает все 100% мандатов.

Демократические выборы - это прежде всего правовая база, ориентированная на демократию. А пока торжествует бывшая номенклатура. В Пензе, например, где выборы уже прошли, из 45 думских мандатов 40 досталось "бывшим"...

ОПРОС, проведенный в конце января ВЦИОМом среди 1,6 тыс. российских горожан на тему "Кого вы намерены поддержать на выборах в местные органы власти: демократов, коммунистов, представителей аграрной партии, партию В. Жириновского или кого-то другого?", дал такие ответы (в процентах):

"pre" Демократов 26 Коммунистов 8 Аграрную партию 6 Партию Жириновского 9 Независимого кандидата 12 Кого-либо другого 5 Не собираюсь участвовать в выборах 14 Затрудняюсь ответить 20 "/pre"

ОТ РЕДАКЦИИ. Неужели ВЦИОМ, как и перед декабрьскими выборами, принимает желаемое за действительное? Или это "лукавство" респондентов (опрашиваемых)?

Смотрите также: