ОБУСТРОЙСТВО 1 км ГРАНИЦЫ СТОИТ ОКОЛО 1 млрд. руб. Таджикская дилемма России

   
   

Угроза превращения Таджикистана в "новый Афганистан" реальна, и просто отмахнуться от нее нельзя. В Таджикистане идет гражданская война, а Россия вольно или невольно становится активным участником таджикской трагедии.

НО ЕСЛИ в события в Афганистане мы могли и не ввязываться в качестве воюющей стороны, то ситуация с Таджикистаном значительно сложнее и безысходнее. Хотя бы потому, что, не имея на среднеазиатском участке обустроенной государственной границы, Россия не может просто так "уйти". Не может бросить на произвол судьбы 100 тысяч русскоязычных соотечественников, которые все еще остаются в этой охваченной гражданской войной стране.

Существуют, видимо, и другие причины говорить об интересах России, о чем заявляло руководство страны, и в этом случае граждане России имеют право знать конкретно, что это за интересы, за которые приходится платить кровью своих солдат.

На таджикско-афганской границе только в этом году непосредственно во время боевых действий по ее охране уже погибли 13 и ранен 31 пограничник. Главком погранвойск Андрей Николаев прав, когда заявляет, что в Таджикистане российские пограничники защищают безопасность России. Но весь вопрос в том, как долго это будет продолжаться. Тем более что в современных условиях охрана границ может трактоваться как односторонняя поддержка режима Эмомали Рахмонова со стороны России. После кровавой бойни у себя на родине свыше 100 тыс. беженцев из Таджикистана нашли прибежище и спасение на территории Афганистана. Их желание сохранить оружие в случае возврата на родину вполне понятно. Поверить в великодушие своих прежних смертельных врагов трудно.

Из уст посла России в Таджикистане М. Сенкевича и главкома погранвойск А. Николаева прозвучало предостережение, что, дескать, если не охранять границу в Таджикистане, то моджахеды очень скоро окажутся в Подмосковье. Скорее, моджахеды начнут подбираться к Кремлю не тогда, когда российские пограничники перестанут охранять таджикскую границу, а, напротив, когда Россия станет воюющей стороной внутритаджикской распри. Да и сама граница останется не прозрачной, а просто дырявой, пока ее вместе с пограничниками не будут охранять местные жители, как, кстати, это и было до войны в Афганистане. В противном же случае она будет на замке только для крупных групп нарушителей.

На 25 сентября в Таджикистане намечены выборы. Идея выборов активно поддерживается российским МИДом в надежде на придание существующему режиму большей легитимности.

Но принесет ли это мир в страну? Вряд ли. Оппозиция уже однозначно заявила, что не признает результатов выборов. Победив же на выборах, лидеры нынешнего режима с большей настойчивостью начнут втягивать Россию в трясину межтаджикских разборок.

Русскоязычное население бежит из Таджикистана в первую очередь из-за того, что там может продолжиться кровопролитие. Зависимость же властей Душанбе от России довольно быстро повернет террор непримиримой оппозиции против этнических россиян как представителей "армии оккупантов". Так что еще неизвестно, чего больше следует опасаться русским в Таджикистане - ухода российских миротворцев или превращения их в опору ненавистного хотя бы для части таджиков режима.

Таджикистан уже сегодня стоит России недешево. Разговор идет о десятках миллиардов рублей в виде кредитов. Один такой кредит в 30 млрд. руб. в начале года Душанбе получил "наличкой", которая мгновенно "растворилась", как вода в песках Каракумов, поскольку соседние Узбекистан и Киргизия немедленно прислали товары, которые продавались в Таджикистане исключительно на новую российскую валюту. Если Россия не уйдет из Таджикистана, ее расходы на "братскую" помощь неизбежно возрастут.

Утверждают, что обустройство новой границы - дело чрезвычайно дорогостоящее. Действительно, строительство одного километра границы обойдется в среднем в один миллиард рублей.

Вопрос в другом. В чем должны мы видеть стратегический интерес России? В постоянном и, судя по всему, непосильном присутствии России в регионе, где формируется долговременная зона нестабильности? Экономические последствия распада СССР, обострение социальных противоречий, национализм и местничество могут надолго превратить всю Среднюю Азию в источник напряженности и межгосударственных столкновений. А гражданские войны в Афганистане и Таджикистане, в которые из-за этнической чересполосицы в регионе вольно или невольно втягиваются как ближние, так и дальние соседи, лишь ускоряют этот процесс.

А может быть, стоит прислушаться к мнению Александра Солженицына и поставить перед собой иную стратегическую задачу: уйти из этого чисто мусульманского региона, в котором мы (и вообще кто-либо чужой) вряд ли сможем навести порядок. Не лучше ли сосредоточиться на обустройстве собственного российского дома? Рано или поздно, но уходить из Таджикистана России все равно придется. Но нужно не бежать оттуда сломя голову, как мы бежали из Европы, а подумать, как решить эту сложную задачу: уйти без потерь, соблюдая достоинство и интересы России.

Смотрите также: