Не так давно футбольные болельщики были наповал сражены сообщением о том, что трансляции матча "Реал" (Мадрид) - "Динамо" (Москва) они не увидят. Испанская сторона запросила за показ немыслимую сумму - полтора миллиона долларов. Это событие вызвало у читателей жгучий интерес к вопросу, который обычно выпадает из поля зрения, хотя существует уже давно.
О ЦЕНАХ на телерекламу говорено уже много. Но не стоит спешить с обвинениями: телевидение ведь не только получает деньги, оно их и платит, причем деньги немалые. Правда, какие именно - вопрос почти риторический. Как правило, конкретные цифры составляют коммерческую тайну: в договорах на приобретение той или иной телепродукции обязательно наличествует пункт о строгой конфиденциальности сделки. И все же кое-что выяснить удалось. Возвращаясь к неувиденному футбольному матчу, можно сказать, что средняя европейская цена трансляции такого уровня состязания не превышает 25 тысяч долларов.
Естественно, это касается не только спорта. Так же обстоит дело и с фильмами, причем даже с отечественными. Еще в начале этого года Российское телевидение вынуждено было отказаться от ретроспектив и показов старых отечественных лент "Мосфильма". Новая коммерческая дирекция киностудии бешено взвинтила цены и за фильм запрашивала в среднем порядка 15 миллионов рублей.
А уж о зарубежном кино и говорить нечего. То есть, совсем нечего, потому что говорить о ценах на купленные фильмы в телекомпаниях отказываются наотрез. Так, на Российском телевидении нам назвали лишь примерную "вилку" - от 3 до 15 тысяч долларов. Зависит цена от числа призов, собранных фильмом (или наоборот - от их отсутствия), от количества актеров-звезд, занятых или не занятых в картине, от прокатного успеха ленты и так далее. Иногда продавцы прибегают к трюку, знакомому нам со времен социализма, - "продаже с нагрузкой", когда классный фильм продается в пакете с несколькими, мягко говоря, не шедеврами. При этом цена на него, естественно, снижается. Телекомпания НТВ, постоянно радующая зрителей качественным зарубежным кино, смогла поделиться только своего рода прейскурантом на американские фильмы - их ценами для телекомпаний различных государств. Да, оказывается, цена зависит и от страны- покупателя. Так, если благополучная Германия платит американцам от 80 до 210 тысяч долларов за картину (в зависимости от ее качества), то Англия уже - от 40 до 195 тысяч. Для Скандинавии эти фильмы будут стоить 20 - 75 тысяч долларов, а для скромной Греции - "всего" 10 - 20 тысяч (даже для Африки верхний предел оказывается выше, там очень хороший фильм могут купить и за 40 тысяч). Документ действительно очень интересный, одна беда - о России там нет ни слова. Впрочем, удалось-таки узнать, что на практике цены, выставляемые российским покупателям, примерно соответствуют ценам для Португалии - 5 - 10 тысяч долларов. Что ж, спасибо и на том, Португалия все-таки не Гондурас какой-нибудь.
Ну а дальше начинаются совсем уже тонкие тонкости. Во-первых, срок присутствия и, следовательно, умение ориентироваться на рынке. Правда, личные связи и знакомство договаривающихся сторон на цену практически не влияют, это вам не восточный базар. Но дело в том, что некоторые фильмы и программы могут выставляться на продажу разными компаниями. И за разные деньги. Например, канал "Россия" до недавнего времени приобретал программу "Футбол без границ" у одной компании, пока наконец не выяснил, что другая может предложить тот же футбол за существенно меньшие деньги. И по истечении срока первого контракта передачу будут покупать уже у нового партнера.
И опять же реклама. Уже давно известно, что большинство своих киноновинок канал "Останкино" сам не покупает. Покупает рекламное агентство "Премьер-СВ". Ставит в останкинский эфир и взамен получает рекламное время. Бартер называется. До недавнего времени такая же система практиковалась и на Российском канале (в частности, с агентством "Видеоинтернэшнл"), но с лета была запрещена распоряжением руководства. НТВ к бартерной практике не прибегает вообще. Однако на прямой вопрос, значит ли это, что фильмы приобретаются именно по той цене, которая объявлена продавцами в прайс- листах, представители телекомпаний лишь качают головами и загадочно улыбаются. Может, намекают на что?