Бывший вице-премьер, а сейчас - председатель Комитета Госдумы РФ по информационной политике и связи Михаил ПОЛТОРАНИН не раз попадал под жесткую критику прессы и ТВ. Газеты разных направлений обвиняли его - в отходе от Президента России, антилиберализме и даже в антисемитизме.
Я ВСЕ тот же - неудобный человек, политик "от сохи", не умеющий приспосабливаться и извиваться змеей. И еще я демократ-романтик, русский традиционалист и не признаю девиза: "Силой денег Земля вертится!" Для меня она всегда вертелась силой справедливости, энергией порядочности. Пусть говорят, что я не от мира сего: был вице- премьером России и не создал для себя запасных аэродромов. Голытьба... И под себя не греб, и другим мешал заниматься "растащиловкой". Поэтому у меня немало врагов.
- Это моральные принципы. А ваши сегодняшние позиции в политике - по какую сторону "баррикад" вы стоите, например, по отношению к чеченской войне?
- В походе Москвы на Грозный я различаю цели и средства. Чеченский конфликт действительно перемешал политические силы России, как костяшки домино на столе: левые стали правыми, правые - левыми. И это, мне думается, только начало. Одно сейчас очевидно - по обществу пошла глубокая трещина раскола. Имела ли право федеральная власть терпеть укрепление на территории своей страны пиратского гнезда? Думаю, нет. Защита прав человека, в том числе и в Чечне, - святая обязанность Президента России. И он отважился на трудное решение. Но традиционная надежда "на авось" и топорная работа его подчиненных превратили акцию в кровавое побоище. Северный Кавказ похож на джунгли, где все переплелось: дернешь за одну лиану - заколышется весь лес. Это надо помнить всегда.
Проблема Северного Кавказа, на мой взгляд, обострится к концу нынешнего века. А в начале будущего - она начнет ныть в печенках России. Мир живет по закону ртутных капель. И мусульманский мир - тоже. После распада СССР образовались "бесхозные" мусульманские государства - Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и др., которые катаются, как ртутные капли на ровном столе. И рядом - такие же "капли" в виде Чечни, Абхазии, Дагестана... По логике общественной жизни все эти капли должны когда-то слиться воедино - в мусульманскую империю. И воссоединиться с Турцией, Ираном, Ираком... От нас сие не зависит. От нас зависит только то, чтобы не накренить плоскость со ртутью раньше времени.
- Еще вчера вы активно боролись за свободу прессы. Сегодня вас критикуют за подготовку "реакционных" законов. Это что, смена взглядов?
- Ничего подобного. Надо посмотреть, кто и как критикует, и все станет ясно. Еще с весны прошлого года наш комитет начал проводить через Государственную Думу Информационный кодекс, состоящий из большого пакета законов. Через него мы решили вытащить прессу из-под контроля чиновников и мафии и превратить ее в инструмент общественного контроля за деятельностью властей.
Невыгодные законы мафия хочет "убивать в колыбели", на стадии подготовки или принятия. Отсюда и скоординированные кампании травли как самих законопроектов, так и их разработчиков.
Я идеолог Кодекса, по мне и открыли шквальный огонь. Над чиновниками нависла угроза потери административного влияния на журналистов. Да и банкирам - хозяевам "личной" прессы - тоже невыгодно выпускать журналистов из тенет нищеты - материально обеспеченные редакции начнут освобождаться из-под ярма финансовых воротил. Иначе Россия без всяких помех будет погружаться во мглу диктатуры нуворишей и их марионеток в высоких кабинетах исполнительной власти.
- Но нас каждый год пугают очередной диктатурой, вот уже лет десять. Это почти приелось. А нынешнее состояние российской политики - аморфное и во многом безразличное. До диктатуры ли сейчас?
- Основой политики федеральной исполнительной власти сегодня все чаще называют авантюризм. На первый взгляд это действительно так. Куда ни посмотри - на решение силовыми структурами чеченской проблемы или на верстку правительством проекта бюджета на 1995 год - везде выпирает авантюризм. И все же авантюризм - не основа политики федеральных властей, а прямое ее следствие. Эта политика целиком отдана на откуп бесконтрольному аппарату, который по примеру своих "патронов" не занят системной работой, а царствует и загоняет дела в тяжелые тупиковые ситуации. Выправлять положение затем пытаются крайними мерами, не считаясь с потерями.
Пришла пора садиться за круглый стол и проводить серьезную ревизию идеологических и организационных принципов трехлетнего цикла реформирования России. Думаю, что принципы национальной и региональной политики подлежат пересмотру. Точнее говоря, их надо формировать заново. Да и многие средства оказались негодными. Усиливающийся накат терроризма и преступности на Россию заставил многих засомневаться в эффективности организационного устройства силовых структур. Но власти плюют на эти тревоги общества. И вот группа Джохара Дудаева поставила остро вопрос: быть ли территориальной целостности России? Все теперь окончательно убедились в беспомощности силовых ведомств. Неужели для доказательств других очевидных вещей нужны еще более кровавые аргументы?
- А разве не вы затевали все эти реформы?
- Да, мы - первая команда Б. Н. Ельцина - стояли у их истоков. Это был 1992 год - год создания пускового механизма реформ. У нас было мало времени: к концу того же года мы были вынуждены уйти из правительства, и у Ельцина появилась новая команда во главе с Черномырдиным. Не снимаю с себя вины за ошибки, допущенные нашим составом правительства, - в новом деле под мощным прессингом всесильного Верховного Совета России трудно было не спотыкаться. Но за два с лишним года, которые находится у власти группа Черномырдина, наш пусковой механизм можно было многократно отладить, ошибки исправить. Конечно, какие-то перекосы эта группа устранила, но вместе с водой выплеснула и ребенка. Производители благ задавлены налогами и нищенствуют. Да еще отданы на растерзание рэкету. Паразитирующие же структуры купаются в сверхприбылях, отстегивая чиновникам за то, что те создают для экономических "клопов" архиблагоприятный режим. Для чего эти структуры обрастают вооруженными формированиями и сетью своих средств массовой информации? Чтобы давить на общество и физически, и психологически. Разве не видно, что они уже начали диктовать властям политические решения и внедрять в Россию свою мораль?
- А кого вы именуете "клопами" - коммерсантов?
- Завершу все-таки мысль о морали "клопов". Коротко об их морали можно сказать так: "Кто не станет волком, того волки загрызут!" Эти люди считают, что перед пачкой долларов должна пасть любая нравственная крепость. И многих покупают, увеличивая стаю, чтобы затем натравить ее на тех, кто не продается, кто выражает несогласие с идеологией рвачества. Для этого и запасаются такими острыми инструментами, как свои боевики, свои средства массовой информации. Всем видно, как спланированно ведутся кампании травли в их "демократической" прессе. Я, например, могу не знать сути какого-то дела, но если вижу, что против него яро выступает НТВ или газета "Сегодня", прихожу к выводу: это дело поперек горла банковской группе "Мост". Проклятая финансовая зависимость журналистов!
А "клопами" я называю, во-первых, далеко не всех коммерсантов и, во- вторых, не только дельцов из негосударственных структур. У меня много приятелей-коммерсантов, есть среди них и банкиры - они вкладывают в дело свой интеллект, работают на реформы. Я уважаю таких людей. Они тоже морщатся при виде "клоповников", где "рука руку моет", где обкрадывают других и где сбиваются капиталы на так называемую халяву.
- Михаил Никифорович, почему вы так не любите евреев?
- С чего вы это взяли - со слов прислужников банковской группы "Мост"? Они на меня навешали немало ярлыков. И сам глава "Моста" В. Гусинский в интервью "АиФ" сказал примерно так: он, Гусинский, еврей, Полторанин его не любит потому, что не любит евреев вообще.
Безотносительно к этому поделюсь наблюдением. Предположим, я обнаружил, что какой-то человек вор, и намереваюсь назвать его вором. Что же, сначала я должен посмотреть, какой национальности этот человек? Если он, скажем, русский или литовец - могу называть его вором смело, последствий не будет. Если же он еврей, то, называя его вором, могу получить ярлык антисемита. Люди сами не понимают, что тем самым они оказывают медвежью услугу интеллектуальной нации.
Я дружу со многими евреями - банкирами, врачами, строителями. И дорожу этой дружбой. Это не касается тех, кто жирует на прокрутке бюджетных средств или получает недвижимость окольными путями. Они для меня - тоже из отряда "клопов". А "клопы" не имеют национальности. В России, в Армении или даже в Америке - везде сущность их одна: присосаться к чужому теплу. То есть побарствовать за счет других. А эти "другие" - 95 процентов честного российского населения. Все они возмущаются разгулом коррупции. И всем им навешивать ярлыки националистов, антисемитов?
Национальный вопрос - дело тонкое, особенно у нас. Чуть перегнул - пойдет мутный вал шовинизма. Сегодня русским живется неуютно в странах СНГ, они стремятся в Россию. Но и в России славянину становится жить плохо. Не надо играть с огнем. На обиде национального чувства могут вскарабкаться к власти те, кто готов провести генеральную уборку в стране. Я этого не хочу, да и боюсь.
- И все-таки вы оптимист или пессимист? Что ждете от 1995 года и как оцениваете дальнейшие перспективы реформ?
- Прожитый год показал всему обществу, что безраздельная власть, данная Конституцией Президенту, как говорится, не в коня корм. И не потому, что плох Борис Николаевич Ельцин (кстати, заангажированная пресса травит его сегодня, как волка), а потому, что он не в состоянии съесть этот громадный пирог и вынужден отдавать его на растерзание опять-таки бесконтрольной администрации. Ее работники никем не избирались, никому не подотчетны. Дрожать за партбилеты, как в прежние времена, перестали - одним словом, простор. Делай свои дела под видом общественных нужд! В Кремле активно проталкиваются проекты указов, лоббирующих интересы противоборствующих финансовых групп. Ельцину трудно разобраться в такой чехарде, в потоке противоречащих друг другу бумаг. Хотя, наверное, и у него возникает подозрение, что администрация разделена на сферы влияния между банкирами. Не потому ли даже нам, сидящим далеко от Кремля, отчетливо слышен хруст работающих там острых локтей. Нужен эффективный парламентский контроль за исполнительной властью. И кроме того, необходимо создание Национальной комиссии по контролю за использованием недвижимости и ресурсов (природных, финансовых и др.), построенной по принципу вертикали бывшего государственного контроля и подотчетной Федеральному Собранию.
Когда год назад я предупреждал на пресс-конференции, что в России утверждается новый вид власти - холопократия (власть помощников и охранников Президента), на меня московская пресса затопала недовольно ногами. Но ведь не для красного словца это говорилось, тем более что я наживал себе новых недругов. Это звучало как предостережение: осторожно, впереди у демократии опасный поворот. Кстати, поэтому я и заспешил тогда с подготовкой своих законопроектов. Нужно очистить власть, как корпус судна, от налипших структур, освободить от балласта - тогда и ход к реформам будет резвее. И еще нужно вернуть понятию "реформы" изначальный человеческий смысл, перестать каждому заботиться только о своем брюхе.
Подготовил Андрей УГЛАНОВ
Смотрите также:
- Почему народ и власть говорят на разных языках →
- Между "да здравствует!" и "долой!" →
- Что нас ждет →