Человек, даже осведомленный о вреде алкоголя, тем не менее пьет: за компанию, со скуки, для аппетита, для удовольствия и веселья, в поисках приятных ощущений, общения и прочего, иногда в будни, еще чаще - в праздники.
ПО ДАННЫМ нашего социологического исследования 1994 г., среди взрослого населения России доля абсолютных трезвенников (никогда и нигде, ни при каких условиях не возьмут в рот ни капли спиртного) составляет 9%, умеренно потребляющих - 75 - 80%, злоупотребляющих (пьяниц) - 8 - 10%, алкоголиков - 4 - 5%.
В России на душу населения приходится в год 12 литров абсолютного алкоголя (в одном его литре - 2,5 л водки или 25 л пива). Таким образом, в среднем получается, что каждый "употребляющий" пьет в месяц 6 бутылок водки и 15 бутылок пива. Во Франции среднедушевое потребление -20 литров. Но они менее опасны для здоровья, нежели наши 12. Поскольку французы пьют в основном вино и при этом еще закусывают, а у нас 80% от поглощаемого составляют крепкие напитки (в основном водка), и, как известно, после "первой" не закусывают, а зачастую после "второй" - тоже.
Почти во всех странах темпы потребления алкоголя падают. У нас - растут. По изобилию заморских горячительных напитков Россию впору внести в Книгу рекордов Гиннесса. Если же принять во внимание еще и качество предлагаемых напитков, то можно сделать это дважды. Хотя ни одно уважающее себя государство с самым свободным рынком не допустит ввоза продуктов, представляющих угрозу здоровью своих граждан, и будет строго блюсти интересы своей казны, облагая импортное зелье двойной и тройной пошлиной против продажной цены.
Кстати, об интересах казны. Напомним, что бюджет царской России более чем на одну треть пополнялся за счет винной монополии. Это была статья дохода номер один. Советская Россия, восстановив в середине 20-х гг. эту монополию, получила мощный источник средств для индустриализации и создания огромных вооруженных сил. В канун алкогольной реформы 1985 г. в СССР продажа в стране алкоголя давала одну треть всей выручки от торговли. В доходной части бюджета прибыль, получаемая благодаря алкогольной монополии, занимала безраздельно первое место.
За два с половиной года антиалкогольной реформы 1985 г. продажа горячительных напитков в России сократилась в 3 с лишним раза. Правда, объемы душевого потребления алкоголя не уменьшились: все недоданное государственной промышленностью с лихвой возмещалось самогоном. Но только деньги эти, минуя казну, потекли в карман предприимчивых дельцов. Потери бюджета были огромны. Компенсировать их было нечем. Алкогольные игрища обошлись стране более чем в 100 млрд. руб. (тогдашних, в нынешнем масштабе цен - это сотни триллионов рублей) и положили начало инфляции.
Экономическая реформа в России в 1992 г. началась с либерализации цен. Исключение сделали для водки и прочих спиртных напитков, имевших стабильную цену. В прейскуранте была цена, на прилавках не было водки. Тем самым уже новые российские власти продемонстрировали свою некомпетентность. Это были доподлинно золотые месяцы для мафиозных структур. Власти, дав им сказочно обогатиться и завершить первоначальное накопление капитала, спохватились и либерализовали алкогольные цены. Вслед за этим последовал очередной, даже для России вопиющий акт некомпетентности властей: был издан Указ Президента об отмене государственной алкогольной монополии. Понаблюдав в течение года за результатом этой акции, новым президентским Указом попранную винную монополию восстановили.
Чтобы читателю не мыслить сегодняшними миллионами и тысячами инфляционных рублей, упростим задачу и будем оперировать ценами времен застоя. Тогда потребитель решал задачу: куплю бутылку "Русской" либо два килограмма приличной колбасы. Теперь россиянин решает: куплю один килограмм такой же колбасы либо 5 бутылок нашенской водки. При нынешних доходах - либо-либо: на то и другое может не хватить.
Пересчитайте сегодняшние тысячи в дореформенные рублики и копейки и вы согласитесь, что нынче 100 граммов исконно русского напитка обходится в один гривенник (10 копеек!). Алкогольная история, насчитывающая тысячелетия, подобного казуса не знала, чтобы самым дешевым продуктом из всех, что продаются и приобретаются, была бы 40- градусная. Древние летописи гласят, что исстари на Руси водку пили редко, только по большим праздникам, ибо дорога была. А теперь пей - не хочу! Как потребителя, который порой не гнушается, меня это устраивает. Но когда передо мной статистика, радость улетучивается.
В 1993 г. 41,4% всех раскрытых преступлений в России (это более 1 млн. преступлений) было совершено в состоянии опьянения. Пьянство не является причиной преступности, но между ними - нерасторжимая роковая связь. В минувшем году в России насильственные преступления против личности совершались преимущественно лицами в состоянии алкогольного опьянения: хулиганство - в 70% случаев, разбойные нападения - в 60%, грабежи - 55%, изнасилования - 50%.
Не надо быть специалистом, чтобы сделать вывод о зависимости потребления спиртного от его цены. Поэтому во всех странах цены на алкогольные напитки растут. И только у нас можно "купить" народ предвыборным обещанием дармовой водки. А что, если, скажем, мечта Жириновского сбудется и цены на спиртное будут еще ниже нынешних? Неминуемо произойдет коллапс, и править будет некем.
Борис ЛЕВИН, доктор экономических наук
Смотрите также:
- "Eсли звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?" (29.07.2004) →
- Алкогольный кризис-2: пора запасаться выпивкой к Новому Году? →
- Правда об инфляции →