Современную эстраду часто и справедливо упрекают в том, что, распрощавшись с критериями подлинного искусства и хорошего вкуса, она беспечно бросилась в объятия шоу-бизнеса. В результате сегодняшней поп-звезде совсем не обязательно быть творческой личностью, иметь голос и какие-либо другие признаки таланта. Даже внешность не имеет уже определяющего значения. Поп-звезду при желании можно сделать теперь буквально из ничего: из меня, из тебя, из него, из первого встречного или, как поет плюшевая Ксюша, "я его слепила из того, что было". Короче говоря, пока есть деньги и, конечно, спрос публики на "самопальную попсу", влады сташевские и тани овсиенки будут процветать на нашей эстраде.
ВПРОЧЕМ, сегодняшний разговор с представителями отечественной поп-индустрии немного о другом. Всем им мы задавали один и тот же сакраментальный вопрос: нужен ли эстрадному исполнителю голос или вполне достаточно петь, что называется, душой? Если вспомнить, то могикане советской эстрады - Утесов, Бернес, Шульженко - тоже ведь обладали более чем скромными вокальными данными. Но как искусно и по назначению они их использовали! Каждая песня становилась не только музыкальным шедевром, но исповедью души, театром одного певца. Недостатки голоса превращались в достоинства артиста - ну разве можно, к примеру, представить Утесова без его хриплого голоса?! Итак, что же думают на этот счет нынешние звезды?
Андрей Державин: Мои вокальные данные весьма ограниченны, голос слабый, и мне сложно называть себя певцом. Я, скорее, напеваю. Певец - это человек, у которого голос поставлен и который им владеет как инструментом. Я могу сказать, что умею играть на фортепьяно, то есть владею в определенной степени этим инструментом. А, скажем, виртуозно владеть голосом не могу. Вот и стараюсь петь душой, она для меня в первооснове.
Сергей Пенкин: В первую очередь - талант. Именно он помогает голосом выразить душу. Если бы у Сальвадора Дали, простите, в картинах была только одна душа, он не стал бы тем великим Дали. Талант есть талант. Бернес и Высоцкий были не певцы, но как здорово пели!.. У меня душа проявляется, наверное, при исполнении русских песен, а голос - в классике, когда я пою на итальянском, английском или французском языках.
Алена Апина: Хорошо, когда есть и то, и другое. Но когда голоса нет, приходится пользоваться только душой. Тогда хорошо и душой попеть. Это мне так кажется. Я не стараюсь петь душой специально, просто у меня так получается.
Алексей Глызин: Я не могу разделить эти два понятия. Наверное, голос идет из души. Вот, например, Марк Бернес, конечно же, пел душой. Имея голос, можно и горлопанить, но это будет неинтересно. Первична все-таки душа, если ее нет - нет ничего. Лариса Долина: Конечно, неплохо иметь роскошный голос, но ведь достаточно примеров, когда люди, совершенно не обладая какими-то феноменальными вокальными данными, очень талантливы, захватывают драматизмом и своими душевными качествами. Поэтому в нашем жанре иметь голос, в общем-то, необязательно. Вспомните, например, Шарля Азнавура... Что касается меня лично, то я в себе сперва открыла, конечно же, голос, а душа пришла гораздо позже - вместе с женской мудростью.
Маликов-старший: В первую очередь важна музыкальность и глубина тех чувств, которые человек посредством любого голоса (большого, маленького или вообще никакого) выражает. Можно владеть голосом, но не доносить смысла произведения до слушателя. Поэтому мне кажется, что голос и душа - это две параллельные прямые, которые иногда пересекаются у лучших исполнителей. Например, у Элтона Джона. У него нет большого голоса, но есть профессиональные вокальные данные, он прекрасно чувствует музыку и каждую фразу поет сердцем и душой.
Вот такие они, наши звезды. Все очень душевные. Ну а голос среди наших героев, с которыми мы сейчас разговаривали, если честно, есть у одной Ларисы Долиной и, может быть, еще у Сергея Пенкина.