Три с половиной десятилетия назад, в 1961 году, Советский Союз произвел взрыв самого мощного в истории человечества ядерного заряда, эквивалентного пятидесяти миллионам тонн тротила. Среди специалистов, готовивших испытание и наблюдавших за ним, был и автор этого материала - Виктор Алексеевич ТИМОФЕЕВ.
ВПЕРВЫЕ постановление правительства о проведении сверхмощного взрыва на Новой Земле мы прочли в 1956 г. Первоначально была задана мощность: 30 мегатонн. В кругу испытателей этот заряд тогда почему-то прозвали "Иваном".
Однако окончательное решение о начале испытаний в то время так и не приняли. Не хватало экспериментальных данных, и никто не мог предсказать, что произойдет с населенными пунктами в Скандинавии.
ТАМ, НАД ОБЛАКАМИ...
В 1961 г., после перерыва, Советский Союз возобновил ядерные испытания. В центральной печати сообщили о наличии у СССР зарядов мощностью 50 и 100 мегатонн. Наши испытательные группы приступили к новому этапу работ на Новой Земле. Опыта у нас уже было побольше, чем в середине 50-х гг.
Беспрецедентный по мощности ядерный взрыв планировалось осуществить в воздухе. Заряд сбрасывался на парашюте. Надо было дать самолету-носителю улететь на безопасное расстояние, пока заряд не спустится до высоты подрыва. В то же время при расчетах мы старались свести к минимуму радиационные эффекты в районе опытного поля и по пути движения облака взрыва.
Работая над прогнозами, мы определили, что запланированный взрыв неизбежно разрушит жилой городок геофизической станции на побережье пролива Маточкин Шар. Его стоимость составляла около 20 млн. рублей в тогдашних ценах. Но на эти наши соображения никто не обратил внимания (правда, к началу испытаний в 1961 г. людей все же эвакуировали).
Погода в день испытаний - 30 октября -была пасмурной, а взрыв ожидался выше слоя облачности. Возможно, поэтому наши впечатления на местности были довольно скромными (а находились мы на центральной базе новоземельского полигона Белушьей, в 270 километрах от эпицентра взрыва). Главное, что запомнилось, - это очень сильное и продолжительное свечение, проникавшее через облачность, а также сильнейшее давление на барабанные перепонки. Микробарограф зарегистрировал появление вторичного давления после огибания взрывной волной земного шара.
С впечатлениями больше повезло министру среднего машиностроения Е. П. Славскому и Маршалу Советского Союза К. С. Москаленко. Они вели наблюдение с борта самолета Ил-14, приблизившегося к месту взрыва над кромкой облаков на дистанцию около 100 километров. Ударная волна снесла самолет, однако пилот в конце концов справился с управлением.
"ЗАТОПИМ АМЕРИКУ!"
В СТАТЬЕ, опубликованной впоследствии в одном научно-техническом сборнике, приводился рапорт командира американской подводной лодки, подвергшейся воздействию ударной волны от нашего взрыва (заметим, что ударная волна от воздушного взрыва преломляется в воду и может иметь сильный поражающий эффект). Было высказано мнение, что взрыв нескольких аналогичных зарядов у побережья США приведет к затоплению значительной части американского побережья: ущерб будет примерно таким же, как при выходе на берег гигантских волн цунами.
Так случилось, что этот материал попался на глаза Н. С. Хрущеву. Первый секретарь ЦК КПСС распорядился начать изучение поражающего действия поверхностной волны, вызываемой мощным подводным взрывом.
Конкретные идеи по доставке заряда к побережью Америки высказал А. Д. Сахаров. Помню, на встрече с ним анализировались морские карты западного побережья США с нанесенными данными по противолодочной обороне. Как выяснилось при расчетах, большая протяженность и малая глубина материковой отмели не позволили бы создать там волны, сопоставимые с цунами. Кроме того, имевшиеся у нас данные по противолодочной обороне США не сулили мало-мальски хороших перспектив по ее преодолению.
На выполнение поручения Хрущева в конечном итоге была затрачена уйма времени и сил. Наряду с теоретическими проработками проводились эксперименты с крупномасштабными тротиловыми взрывами на полигоне. В результате, с учетом всех данных: теоретических и экспериментальных - Главком ВМФ и Сибирское отделение Академии наук через Министерство обороны попросили в ЦК КПСС разрешения прекратить эту бесперспективную работу.
Получается, что все усилия, все интеллектуальные и материальные затраты на создание "супероружия" были напрасны? И да, и нет. Логика ядерного противостояния, запугивания вероятного противника неизбежно вела к гигантомании. А от нее через понимание абсурда ядерной гонки - к пересмотру отношения к ядерному оружию в принципе, к Московскому договору о запрете испытаний в трех сферах, к ОСВ-1 и ОСВ-2... Ведь не случайно академик Сахаров - автор идеи доставки ядерного заряда океаническими путями к побережью США - стал убежденным противником атомного оружия.
Материал подготовлен при содействии Российского государственного морского историко-культурного центра при Правительстве РФ.
Смотрите также:
- Ракета "Энергия" может доставить 27 т груза на Марс или 100 т на околоземную орбиту. Будут ли русские на Марсе? →
- О СУДЬБЕ СТАРЕЮЩИХ РОССИЙСКИХ СУБМАРИН. Подлодки, которые уже не выйдут в море →
- ИНТЕРВЬЮ. Космос - для мира →