Практически все обладатели сего документа не имеют об этом ни малейшего представления...
БЫТУЕТ мнение, что все беды нашей медицины оттого, что она бесплатная. По большей части. Изменить ситуацию по идее должен бы Закон об обязательном медицинском страховании.
В чем его суть? Каждый месяц из фонда оплаты труда на медицинское страхование вычитают 3,6%. Теперь эти деньги идут не в общий бездонный котел соцстраха, как это было раньше, а в территориальные фонды и страховые компании. А. они потом рассчитываются с больницами и поликлиниками за наше лечение, по индивидуальным затратам на каждого. Другими словами, застрахованный пациент становится как бы покупателем медуслуг. Он вправе выбирать лучшего врача, лучшую больницу. И, естественно, в этих условиях плохие врачи останутся без зарплаты, поскольку к ним просто не пойдут лечиться. А те лечебные учреждения, где врачи грамотные и администрация расторопная, будут зарабатывать страховых денег столько, сколько смогут. Цель страховой медицины, по словам зам. директора Московского территориального фонда г-на Колосова, - "помочь отделить тех, кто умеет и хочет работать, от тех, кто привык получать незаработанные деньги". Если человек застрахован, т. е. имеет на руках полис, предъявив его, он может лечиться в принципе где угодно - хоть в Москве, хоть в Хабаровске (там, где система страхования уже введена).
ПО ЗАКОНУ И ПО ЖИЗНИ
В МОСКВЕ и некоторых других крупных городах система медицинского страхования существует уже более 2 лет. И что же изменилось? По большому счету ничего. Врачи не получают тех денег, которые зарабатывают. В больницах по-прежнему не хватает лекарств и оборудования. Больные жалуются на равнодушие медперсонала, грубость, плохое качество лечения. И поэтому совершенно не понимают, для чего им выдаются страховые полисы и почему врачи так настойчиво требуют их предъявления. А между тем уже ходят слухи об отказах "скорой помощи" приезжать на вызов, если у пациента нет полиса. Одну роженицу по той же причине не принял подмосковный роддом. Это явное нарушение закона. Вся экстренная медпомощь в России в соответствии с законом оказывается вне зависимости от наличия у пациента страхового полиса, поскольку финансируется она за счет государственного бюджета. Правда, закон законом, а жизнь жизнью. Привезли, например, в больницу больного с инфарктом. Оказали неотложную помощь. А дальше? Полиса у него нет, и что это такое, он не ведает. А без полиса страховая компания не оплатит дальнейшее лечение...
Или еще достаточно распространенная ситуация. Человек живет в одном районе, а прописан в другом. И по-прежнему совершает вояжи через весь город в поликлинику по месту прописки. По закону же он имеет право обратиться в любую поликлинику: в ближайшую, ту, которая, по его представлениям, лучше оснащена оборудованием, и даже в ведомственную, если она входит в систему обязательного медицинского страхования. Но законы, как известно, на Руси не в чести. И в поликлинике вам могут отказать в приеме, мотивируя это тем, что у них нет договора с той страховой компанией, которая выдала вам полис. Что можно посоветовать в этой ситуации? Обратитесь в вашу страховую компанию или территориальный страховой фонд. Они обязаны защитить ваши интересы.
По логике, с расширением обязательного медстрахования поток пациентов в хорошо оснащенные больницы и поликлиники должен расти. Однако врачи утверждают: "Больных становится все меньше, а если уж и попадают к нам в руки, то в таком запущенном состоянии, что и не знаешь, с чего начинать лечение..." Меньше людей стало болеть? К сожалению, печальное сокращение продолжительности жизни в стране говорит об обратном. Тем не менее в некоторых поликлиниках врачи выдают больничных листов в десять раз меньше, чем два-три года назад. Боязнь увольнений под тем или иным предлогом заставляет многих отложить заботы о своем здоровье до лучших времен. Может, поэтому полки в регистратурах завалены невостребованными страховыми полисами...
КТО ЗА ЧТО ПЛАТИТ
ДЛЯ ТОГО, чтобы наши отчисления от зарплаты поступили в страховые фонды, нужно прежде всего, чтобы были деньги на зарплату. В жизни это случается далеко не всегда. Прохождение этих денег через банки в условиях кризиса банковской системы тоже таит в себе массу неожиданностей. Не меньше сюрпризов преподносит и взаимодействие страхового и бюджетного финансирования.
Каждый вид медицинских услуг имеет свою цену. Очень широкий перечень их оплачивается страховыми компаниями. Однако существуют и очень дорогостоящие виды медицинской помощи (например, протезирование суставов или клапанов сердца), которые не финансируются страховыми фондами. Кто их должен оплачивать? Бюджет. Но там нет денег. Пока идет это перетягивание каната, хирурги говорят пациенту: "Мы прооперируем вас хоть завтра, вот только ни фонд, ни бюджет не оплатят нам стоимость вашего протеза в валюте. Поэтому уж, будьте любезны, позаботьтесь об этом сами или пусть ваше предприятие оплатит..."
В сущности наша медицина не полностью страховая, а бюджетно-страховая. И вот этот бюджетный ручеек в последнее время становится все меньше и меньше. Расчет же получается простой. Заработала, например, больница много страховых денег от нескольких компаний, но если она не получила бюджетных средств на оплату электроэнергии, газа, капитальный ремонт, то нетрудно догадаться, куда уйдут заработанные деньги. Тонкий слой масла намазывается на слишком большой кусок хлеба.
Страховщики видят спасение в ликвидации тарифной сетки. Тогда, по их мнению, можно будет снять ограничения в зарплате. Ну а где гарантия, что с помощью страховых средств не придется и дальше штопать бюджетные дыры. Однако... есть и внебюджетные средства, стоит подумать, где их искать - в правительстве ли, в благотворительных ли фондах, а может быть, в построенном заново Храме Христа Спасителя... Хотя спасение души не менее важно, чем врачевание тела.
Марк ГОЛОВИЗНИН, кандидат медицинских наук
Смотрите также:
- Мы такие больные потому, что не привыкли платить →
- Страховщики - за раннюю профилактику →
- Кому платить в платной медицине →