Примерное время чтения: 8 минут
117

Мы такие больные потому, что не привыкли платить

ПОСЛЕ того как москвичи перестали ходить в поликлиники и "биться" за больничные листы, а кривая заболеваемости (а также смертности) поползла вверх, столичное правительство всерьез занялось диспансеризацией. Чиновники признают, что профилактикой заниматься дешевле, чем оплачивать лечение, но средств на оплату медстраховки поголовно всех горожан, естественно, в бюджете нет: "Если сегодня на медицинскую профилактику расходуется всего 6-7% средств обязательного медстрахования (ОМС), на реабилитацию - 0%, то при страховании здоровья (согласно мировой практике) на профилактику потребуется 30% финансовых ресурсов, а на реабилитацию - 20%". Только в прошлом году на медицинскую помощь москвичам город и так потратил почти 30 млрд. руб.

Оставим заботе городского бюджета пенсионеров, инвалидов и малоимущих горожан. Их, по статистике, где-то порядка 30-35%. По крайней мере половина москвичей вполне может заняться поддержанием своего здоровья самостоятельно, с финансовой точки зрения. Но почему-то не хочет этого делать.

Болеть дорого

МЫ НЕ ТОЛЬКО не умеем бережно относиться к своему здоровью, но и не хотим, если честно. Проще не знать про болезнь или не обращать на нее внимания, помогает обезболивающее, и ладно. В детсадах и школах профилактика здорового образа жизни сводится по большому счету к двум плакатам: "ребенок с зубной щеткой" и "так выглядят легкие курильщика". С самого детства болезни воспринимаются как повод для прогула (садика, школы и т. д.). И, вместо того чтобы всей семьей регулярно обследоваться, родители будут регулярно покупать сыну компьютерные игрушки. Опросите своих друзей - у каждого "где-нибудь что-нибудь болит", но к врачу идти никто не собирается, надеясь на авось.

По мнению академика РАЕН, генерального директора Центра эндохирургии и литотрипсии Александра Бронштейна, к собственному организму мы относимся халатно: "Большинство москвичей и не хочет заниматься своим здоровьем. Давно мечтаю внедрить в городе коронарографию - исследование, которое поможет предупредить инфаркт. Но русский человек никогда не выделит 300 долл. на систематическое прохождение этой профилактической процедуры. Он скорее поедет отдыхать в Турцию, купит там дубленку и в ней - умрет от сердечного приступа. Потому что в его голову никто не заложил, что самое дорогое, что есть у человека, - это здоровье. За рубежом регулярное медицинское наблюдение так же естественно, как чистка зубов два раза в день. Да, лечение - слишком дорогое удовольствие, поэтому каждый американец не только следит за своим здоровьем, но и постоянно откладывает приличные деньги на медицинскую страховку. А русский человек до сих пор не понимает, что в первую очередь ему самому и его семье нужно, чтобы он не болел. Не государству, не начальнику, а ему".

Деньги - такой же важный довод в пользу регулярных медицинских обследований, как и здравый смысл. Конечно, если человека без сознания привезут в больницу и ему потребуется срочная операция, ему ее сделают бесплатно, но это критическая ситуация. Чаще всего приходится отыскивать деньги на лечение, а сейчас все дорого - и лекарства, и операции, и консультации специалистов. Поэтому предупредить болезнь будет не только легче, но и дешевле. В любом случае привычка откладывать деньги на здоровье должна стать такой же родной, как постоянное наблюдение у врача. И многие это уже понимают: по данным опроса ВЦИОМ, 38% москвичей готовы копить деньги на свое лечение, но все же 42% предпочитают традиционно откладывать средства в кубышку, про запас, на черный день.

Застрахуйте меня

ХОТЯ копить на лечение тоже нужно уметь. Во всем цивилизованном мире люди это делают с помощью медицинской страховки. В столице же добровольное страхование пока находится в зачаточном состоянии. Страховые компании не бьются за продвижение новой услуги, а москвичи с трудом привыкли пока лишь к трем видам страховки: машины, квартиры (дачи) и - медицинских услуг перед выездом за рубеж. Казалось бы, ведь "третий пункт" мы приняли безоговорочно! Что мешает его распространить и на внутренний рынок? Ответ прост: отдавать кровные денежки за болячки, которые еще неизвестно, появятся или нет, жалко. Значит, позаботиться о нас, разгильдяях, должен кто-то другой.

По словам Александра Бронштейна, в столичных негосударственных медучреждениях уже стало практикой, что не больной оплачивает счет, а компания, на которую он трудится: "И это правильно. Работодатель обязан быть заинтересован в здоровье своих сотрудников". В западных странах вообще при устройстве на работу сотрудник может выбрать не то учреждение, где ему предложат высокую зарплату, а то, где больше сумма медицинской страховки. Она, кстати, входит в обязательный пакет услуг, предоставляемый работодателем. По той же схеме работают в Москве зарубежные представительства, совместные фирмы, крупные и богатые предприятия. Они заключают договор со страховой компанией или напрямую с медицинскими центрами, и в случае необходимости заболевший работник получает быструю квалифицированную помощь. Так, в российском представительстве компании "Miele" заболевший сотрудник выбирает между несколькими поликлиниками и больницами, с которыми заключены договоры. У Московского кредитного банка другая схема - со страховой компанией заключен договор на определенную сумму денег, из которых и оплачивается лечение в том случае, если кто-то из сотрудников нуждается в медицинской помощи.

Но на большинстве предприятий и учреждений тратить дополнительные средства на здоровье сотрудников никто не соглашается. И если руководство вашего предприятия не собирается включать платную страховку в соцпакет, стучать кулаком в кабинете директора бесполезно. По закону работодатель обязан платить только за ОМС, все остальное - на усмотрение компании. Пытаться добиться перемен законодательным путем тоже не получится, правительство может влиять только на бюджетные организации, но у бюджетников иногда и на зарплату нет средств. Так что все зависит от начальства фирмы. Но не забудем, что каждый начальник - тоже среднестатистический москвич, который и на свое здоровье смотрит спустя рукава, что же говорить о страховке для сотрудников?

Наша справка.

Ежедневно в Москве регистрируется 80-100 случаев инсульта. Каждый год этот диагноз устанавливается 40 тыс. москвичей, умирает каждый четвертый. Количество заболевших можно было бы сократить, проводя профилактику. Напряженная обстановка в столице сохраняется и по туберкулезу. Флюорографию с целью профилактики туберкулеза проходят только 30%, а должны все 100. Кариесом поражены зубы 88,6% московских школьников. Две трети мужчин в столице в возрасте от 40 до 45 лет страдают хроническим простатитом.

Комментарии специалистов

Людмила СТЕБЕНКОВА, председатель Комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья:

- ПО КОНСТИТУЦИИ РФ каждый гражданин имеет право на бесплатную медицинскую помощь, и это правильно. Я нормально отношусь к платной медицине, но, на мой взгляд, ни в коем случае нельзя сочетать платные и бесплатные услуги в одном медицинском учреждении. Это всегда ведет к злоупотреблениям, стоит только посмотреть на учреждения федерального подчинения, где зачастую вместо перечня обязательных услуг, которые должны бесплатно оказывать по полисам обязательного медицинского страхования, пациенту суют прайс-лист в долларах. Частных клиник и центров в Москве уже достаточно. За качеством услуг государство следит (лицензии, сертификаты, проверки медицинской инспекции), но повлиять на цены, обычно очень высокие, мы никак не можем, это же не городская больница. Я считаю, бесплатную медицину ни под каким соусом (даже выдавая людям деньги на лечение) отменять нельзя. А вот материально поощрять тех, кто ведет здоровый образ жизни и не нуждается в медицинской помощи, действительно стоит: это будет выгодно и людям, и государству.

Юрий ПОПОВ, председатель Комиссии МГД по законодательству и безопасности:

- В ТРУДОВОМ кодексе (ст. 21) записано, что любой работник имеет право на социальное страхование, в том числе медицинское, и работодатель ОБЯЗАН осуществить обязательное медицинское страхование работника (ст. 22). Что касается добровольного страхования, то каждое предприятие само решает, будет ли оно заключать договоры со страховыми компаниями или медицинскими учреждениями напрямую. Обязать работодателя страховать своих сотрудников, кроме как через ОМС, мы не можем, для многих компаний и предприятий это невозможные расходы. Вероятно, со временем в Москве гораздо больше предприятий станет самостоятельно страховать работников. Пока это характерно для совместных предприятий. Например, на одной столичной табачной фабрике (российско-английской) есть медчасть, фактически своя поликлиника, где свой штат врачей, современное оборудование, и сотрудники не только обращаются сюда в случае заболевания, но и проходят регулярные профосмотры. Потому что выгоднее предупреждать болезни, а не оплачивать бюллетени. Но все зависит от финансового положения предприятия.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно