ТАЙНЫЕ ПРУЖИНЫ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ. Как дочь помогла отцу

   
   

В последнем номере американского журнала "Тайм" опубликована большая статья Майкла Кремера из Москвы, в которой рассказывается об участии американских специалистов в предвыборной борьбе Б. Ельцина. Приводим отрывки из этой статьи.

ПЛОТНЫЙ, крепко сбитый бывший профессиональный хоккеист и футболист, 48-летний Феликс Брайнин родом из Белоруссии. Сейчас он весьма состоятельный человек, консультант по менеджменту, который дает рекомендации бизнесменам, проявляющим интерес к инвестициям в России. Именно он нашел нескольких американцев, которые поселились в "Президентотеле", в комнате напротив кабинета дочери Ельцина.

Когда речь заходила о том, кто руководит предвыборной кампанией Ельцина, в российской и западной печати назывались фамилии шести разных людей. На самом деле этим человеком была 36-летняя дочь Ельцина Татьяна Дьяченко, инженер по вычислительной технике, у которой за плечами нет никакого политического опыта.

История появления на сцене Татьяны, в общем, проста, говорит Валентин Юмашев, помогающий Борису Николаевичу при написании книг. В феврале президент решил, что предвыборная кампания, которой руководил Сосковец, безрезультатна. Он понял, что ему нужен человек, которому мог бы полностью доверять. Таким человеком и была Татьяна. "Никто из других руководителей предвыборной кампании Ельцина не был в восторге от того, что Татьяна подключилась к этому, - говорит Павел Бородин, управляющий делами в администрации президента. - Но поскольку у нее не было никаких личных амбиций, они не могли интриговать против нее. В этом явно была ее сила, но к ней надо добавить врожденный ум и знания, которые она получила от американцев".

В лице Дьяченко американцы встретили скромную интеллигентную молодую женщину, идеалистку, которую какое-то время пугала мысль даже о самом скромном из "грязных трюков" в американском стиле. "Это было бы нечестно", - сказала она, когда ей посоветовали, чтобы специальные группы "правдоискателей" досаждали Зюганову, пытаясь заставить его потерять самообладание.

У СОТРУДНИКОВ Ельцина, участвовавших в предвыборной кампании, были довольно опасные предубеждения и предрассудки. Многие из них думали, что для того, чтобы победить, им достаточно приказать директорам предприятий продиктовать своим подчиненным, как они должны голосовать.

Начав с нуля, один из американских специалистов, Дж. Гортон, терпеливо объяснял Дьяченко, что она и ее коллеги должны временно отказаться от своих воззрений. "Вы живете в Москве и вращаетесь в самых элитных кругах, - сказал он. - Но вы должны знать, о чем думают люди, которых вы не знаете".

Как показывали опросы, избиратели воспринимали Ельцина как друга, предавшего их, как борца за народ, который вдруг стал говорить с ними имперским тоном. Поэтому американцы констатировали: "Избиратели не одобряют работу Ельцина, не считают, что дела пойдут лучше, если он останется, и предпочитают политику коммунистов. Есть только одна, очень простая стратегия для его победы: во-первых - стать единственной альтернативой коммунистам и, во-вторых - заставить людей считать, что коммунисты должны быть остановлены любой ценой".

Но когда американцы впервые заявили об антикоммунизме как о единственном пути к победе, многие сотрудники в предвыборной команде Ельцина воспротивились этому.

Американцы предложили, чтобы аудитория была на встречах Ельцина разнородной, а не состояла "из мужчин среднего возраста в серых костюмах". Они хотели, чтобы присутствовали женщины, студенты, чтобы рядом с президентом находились такие популярные деятели, как, например, мэр Москвы. Американцы также хотели, чтобы выступления по телевидению были короткими, с тем, чтобы зрители могли их воспринять.

Ничего из этого не вышло. В Екатеринбурге под ритмичные, лишенные энтузиазма хлопки все тех же мужчин в серых костюмах. Ельцин проследовал к трибуне. Говорил почти час. Рядом с ним не было популярных российских деятелей..

Американцы, разъяренные тем, что они проиграли этот бой, и тем, что это создает опасную тенденцию в предвыборной кампании, решили доказать свою правоту. Они воспроизвели отрывки выступления, некоторые кадры с участием Ельцина и его фотографии аудитории из 40 россиян, подключенных к "анализатору восприятия", - прием, который часто используется в США. Участники эксперимента держали руки на дисках и должны были поворачивать их в различных направлениях для обозначения степени своего интереса и одобрения того, что они слышат или видят. Электронное устройство фиксировало их реакцию.

Результаты шокировали помощников Ельцина. Каждый раз, когда камера показывала напряженную мрачную аудиторию, диски поворачивались вниз, точно так же это происходило, когда Ельцин обещал улучшить жизнь людей.

КООРДИНАТОР целевой группы Алексей Левенсон определил, что более всего пугает россиян в коммунистах. Длинные очереди, дефицит продовольствия и ренационализация собственности - наиболее упоминаемые темы, но больше всего люди боялись гражданской войны. "Это позволило нам выйти за рамки простого обличения "красных", - говорит один из консультантов Джо Шумейт, - вот почему Ельцин и его сторонники, а также наша реклама делали основной акцент на возможности беспорядков в случае проигрыша Ельцина. Многие люди испытывали ностальгию по коммунистическим временам. Мало кому нравился президент, но еще меньше людям нравилась возможность возникновения беспорядков и классовых битв". "Выберите Ельцина, и вам, по крайней мере, обеспечено спокойствие - эту мысль мы хотели донести", - говорит консультант из Нью- Йорка Р. Дрезнер.

После всех этих рекламных роликов, где простые люди рассказывали о своей жизни, а потом говорили о Ельцине, мы хотели, чтобы в конце появлялся Ельцин и говорил, что он понимает их, что он слышит их жалобы и чувствует их боль.

Серия из 15 одноминутных роликов, созданных перед первым туром, была "по крайней мере столь же хороша, как и то, что делается на Западе", говорит Дрезнер.

АМЕРИКАНЦЫ были "крайне необходимы", говорит Михаил Маргелов, координатор рекламы Ельцина на "Видео интернэшнл". Маргелов работал в течение пяти лет в двух американских рекламных агентствах, но откровенно признает, что на его методы все еще оказывает влияние предыдущий опыт специалиста по пропаганде в коммунистической партии и тайного агента КГБ, действовавшего под прикрытием ТАСС.

"Американцы помогли нам обучиться методам западной политической рекламы, - говорит Маргелов. - Но что самое главное - они обеспечили признание нашей работы, поскольку только они были близки к Татьяне. Она была ключевой фигурой".

У Ельцина были также проблемы с освещением его кампании по телевидению. "Смешно контролировать два основных государственных телеканала и не подчинить их своей воле", - говорит Дрезнер. Начиная с апреля, Российское телевидение фактически превратилось в важнейший инструмент предвыборной кампании Ельцина. Большинство российских журналистов стали считать Ельцина единственным эффективным оплотом против коммунистов, а значит, и наилучшим гарантом продолжения их собственной деятельности.

Смотрите также: