Куда пойдут миллиарды "Газпрома"

   
   

ЗА РАМКАМИ политических споров и "сводок с газовых фронтов" осталась финансовая сторона вопроса: сколько заработает "Газпром" от повышения экспортных цен на газ и как этой прибылью распорядится.

В РОССИИ ГАЗА ДО СИХ ПОР НЕТ у половины населения страны. У этих людей остаётся особенно горький привкус от всех споров вокруг цены на "голубое топливо". Жители Украины, Молдавии или Армении хотя и за большие деньги, но всё же могут покупать российский газ. А как заполучить его российским гражданам?

Ещё летом 2005 года президент Владимир Путин назвал "газификацию страны" одним из главных направлений работы монополии. С тех пор это стало чуть ли не национальным проектом. Руководство "Газпрома" обещало потратить на это 1 млрд. долл. Может быть, теперь прибавят? Мы так и не получили ответа "Газпрома" на наш запрос. В компании пока хранят молчание.

Многие эксперты ставят под сомнение то, что газовая монополия получит баснословную прибыль от нового контракта с Украиной. По горячим следам "Газпрому" прочили 1,5-2 млрд. долл. ежегодного дополнительного дохода. "Значительно выросла цена за транзит. Неясной остаётся и формула покупки туркменского газа. Следует учитывать и плату посреднику, взаимоотношения с которым пока тоже не очень прозрачные. По нашим оценкам, не о каких 1,5 млрд. речи не идёт. Прибыль составит около 200 млн. долл.", - комментирует аналитик "Уралсиба" Алексей Кормщиков.

Некоторые эксперты даже менее оптимистичны. "От соглашения с Украиной "Газпром" получит скорее убыток в 400 млн. долл.", - говорит аналитик компании "Атон" Дмитрий Лукашов.

Хотя общая прибыль компании (в основном за счёт повышения цен и объёмов экспорта для Европы) вырастет примерно на 7,5 млрд. долл. в год. На что потратит эти деньги "Газпром"?

ЗА ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ, по отчётам "Газпрома", газ появился примерно у 5-7% наших граждан. Причём им же самим пришлось за это заплатить. Ведь, как говорят в самой компании, решение проводить газ в тот или иной населённый пункт или нет принимается с учётом "готовности потенциальных потребителей к приёму газа". Это значит - готовности выкладывать деньги.

"Газпром" за счёт своих средств строит только крупные магистральные ветки, соединяющие стратегические трубопроводы. Если в бюджетах тех регионов, через которые они проходят, имеются средства, газовый монополист готов "кинуть" ответвление на границу населённого пункта. Человеку, чтобы провести газ к себе в дом, требуется заплатить из своего кармана от 10 до 30 тысяч рублей. Причём желания одного жителя будет недостаточно. Надо скинуться "всем миром". Это и называется проблемой "готовности потенциальных потребителей": не каждый житель села или даже маленького города способен выложить такие деньги. И вряд ли новые миллиардные прибыли "сломают" принцип "хочешь газ - плати".

Примерно треть от выручки "Газпром", как правило, вкладывает в собственный бизнес. Скажем, в 2004 г. на добычу газа компания затратила без малого 167,4 млрд. руб., 11,8 млрд. руб. было направлено на переработку, 107,7 млрд. - на транспортировку топлива. При этом, по данным некоторых аналитиков, объёмы добычи сегодня остаются на уровне 1999 года. Практически не открываются новые месторождения.

ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПОТРАТИТЬ дополнительную прибыль на развитие новых технологий? Например, на производство сжиженного газа. Тогда не пришлось бы так сильно заискивать перед соседями, "сидящими на трубе", идти на большие уступки, терять прибыль. "Сегодня в мире около 150 млрд. куб. м превращают в природный сжиженный газ. Именно в таком виде газ, как правило, выгоднее экспортировать (хотя применение подобной технологии оправданно не на всех месторождениях). К сожалению, в России развитие этих технологий пока сильно отстаёт от мировых, - соглашается зам. директора ВНИИГАЗ Сергей Шурупов. - А ведь первую тестовую установку по сжижению газа мы построили более сорока лет назад. Но пока в больших масштабах технологии так и не заработали. В нашей стране 150 тыс. км трубопроводов, и всем казалось, что новые технологии не нужны".

Существуют сегодня и программы по переработке газа в моторное топливо, но ни одна из них не работает на полную мощность.

Смотрите также: