Состоявшиеся 16 марта выборы в Национальное собрание Франции имели ряд особенностей.
Впервые за годы Пятой республики, т. е. за последние 30 лет, они проходили по пропорциональной системе, при голосовании в один тур. Это повысило значение выборов для всех политических партий, а также роль их самостоятельных действий, что не исключало, однако, выдвижения совместных списков кандидатов, как это сделали в некоторых округах правые партии.
Число избирательных округов увеличилось до 577 (ранее - 491). В каждом из них насчитывалось примерно равное число избирателей. Голоса, которые были поданы за списки, получившие менее 5%, не учитывались.
Одновременно избирались члены региональных советов, органов самоуправления крупных экономических регионов, полномочия которых в последние годы были несколько расширены.
Всеобщее избирательное право во Франции, будучи важным завоеванием демократических сил, имеет немало ограничений.
Лишь с 1974 г. им пользуется молодежь, достигшая 18 лет (ранее в голосовании участвовали с 21 года).
Существует ценз оседлости: в выборах не имеют права участвовать лица, прожившие в данном месте менее 6 месяцев, что лишает права голоса сезонных и временных рабочих.
Не имеют права голоса трудящиеся-иммигранты - около 1,5 млн., а вместе с семьями - около 4 млн. человек.
Ограничения также касаются иностранцев, принявших французское гражданство. Они пользуются избирательным правом лишь по истечении 5 лет после получения гражданства.
Военнослужащие имеют право голоса, но им фактически запрещено участвовать в предвыборной кампании и посещать политические митинги.
ПРИЧИНЫ СЕРЬЕЗНЫХ ПОТЕРЬ СОЦИАЛИСТОВ
Выборы проходили в сложной политической обстановке. За период, истекший с момента предыдущих парламентских выборов в 1931 г., когда к власти пришли социалисты и было создано левое правительственное большинство с участием коммунистов, расстановка политических сип резко изменилась. Проведя в первые годы своего правления некоторые позитивные реформы, социалисты вскоре вступили на путь политики "жесткой экономии", вызвавшей рост безработицы и снижение жизненного уровня трудящихся. За эти годы число безработных выросло на 800 тыс. человек. Их сейчас около 3 млн.
В знак несогласия с политикой социалистов коммунисты вышли из правительства в июле 1984 г. Недовольство трудящихся усиливалось, но в условиях массовой безработицы оно не всегда принимало активные формы.
Все это сделало предвыборную борьбу исключительно ожесточенной. Как и ранее, она проходила в неравных, дискриминационных для компартии условиях. Против коммунистов был сосредоточен огонь практически всех других политических сил - от правящей социалистической партии до неофашистов. Доступ кандидатов-коммунистов к средствам массовой информации, особенно к радио и телевидению, находящихся под контролем правительства, всячески ограничивался, в то время как буржуазные партии широко использовали их для ведения антикоммунистической пропаганды. Активную роль в предвыборной кампании играл президент Миттеран. В распоряжении социалистов и правых партий находился также государственный аппарат в центре и на местах, а их кампанию широко субсидировали частные банки, монополии и разного рода частные фонды.
Один из основных итогов выборов - утрата социалистами большинства в Национальном собрании. Получив около 31% голосов, т. е. на 6% меньше, чем в 1981 г., социалисты вместе с "левыми радикалами" по-прежнему располагают самой крупной группой депутатов (215). Однако этого недостаточно, чтобы сформировать правительство.
Серьезные потери социалистов - это закономерный результат их политики "жесткой экономии", а также исповедуемого ими антикоммунизма, попыток укрепить собственное влияние за счет других демократических сил, в ущерб компартии. Выборы показали, что такая политика в конечном счете оборачивается против тех, кто ее проводит.
Многие избиратели (21,7%) воздержались, разочарованные политикой социалистов и не желающие в то же время возвращения правых.
Тем не менее правые группировки, вместе взятые (ОПР, СФД и др.), получили около 46% голосов, что обеспечило избрание 293 депутатов, в том числе Объединение в поддержку республики, возглавляемое Ж. Шираком, -150 мест, а Союз за французскую демократию Жискар д'Эстэна - 128 мест. Спекулируя на законном недовольстве избирателей политикой социалистов и широко используя социальную демагогию, они, таким образом, завоевали минимальное большинство.
В области внешней политики правые выступают за укрепление сотрудничества Франции с НАТО, за наращивание французского ядерного оружия. В то же время никто из них не ставит под вопрос значение франко-советского сотрудничества.
Новый фактор, возникший в последние годы во Франции, - оживление неофашизма. В условиях массовой безработицы и кризиса, настроений безнадежности и отчаяния, охвативших некоторые слои населения, неофашисты подняли головы. Неофашистская организация "Национальный фронт" и ее лидер Ле Пен провели в Национальное собрание 35 депутатов. Впервые неофашисты располагают собственной парламентской группой.
КОМПАРТИЯ: БОРЬБА НА "ДВА ФРОНТА"
Трудными во многих отношениях были выборы для французских коммунистов. Они ведут самоотверженную борьбу за то, что В. И. Ленин называл новым, необычным, неоппортунистическим парламентаризмом. Им приходится учитывать, что во французском обществе укоренилась давняя тенденция "делегирования власти", т. е. надежды на то, что все проблемы могут быть решены "сверху", в парламенте, без активного вмешательства трудящихся. Коммунисты стремятся рассеять такие иллюзии и постоянно подчеркивают, что только мощное народное движение может обеспечить условия для глубоких демократических перемен.
Коммунистам фактически пришлось вести борьбу на "два фронта" - против правых сил, а также против социалистов и их попыток ослабить компартию.
ФКП разоблачала тезис буржуазии и социалистов о "фатальности" кризиса, показывала, что выход из него есть, выдвинула конкретную программу оздоровления экономики, борьбы с безработицей и инфляцией. ФКП была единственной партией, выступавшей за сокращение ядерного оружия, против планов "звездных войн", за разоружение.
В неравной борьбе, в условиях подлинной "идеологической войны", ФКП понесла потери. Она получила около 10% голосов, т. е. на 6% меньше, чем на выборах 1981 г. Избрано 35 депутатов, в том числе Генеральный секретарь партии Ж. Марше, члены Политбюро ФКП А. Лажуани, Р. Леруа, М. Гремец, Ги Эрмье, Ж. -К. Гэссо и другие. Это на 9 депутатов меньше, чем на предыдущих выборах. И хотя по сравнению с выборами в "Европейский парламент" (июнь 1984 г.) за кандидатов ФКП проголосовало на полмиллиона избирателей больше, коммунисты считают итоги выборов неудачными.
Каковы причины таких итогов? Означают ли они, что некоторые избиратели отвернулись от компартии, что процесс этот необратим, как утверждают антикоммунисты?
Причины эти далеко не однозначны. Некоторые из них носят объективный характер: дискриминация компартии, обстановка разнузданного антикоммунизма и давления на избирателей, экономический кризис и вызываемая им недостаточная политическая активность некоторых слоев трудящихся, неоднородный состав рабочего движения и его неравномерное развитие.
Другие причины имеют субъективный характер и вызваны самой политикой партии, о чем самокритично говорили коммунисты на XXV съезде ФКП (февраль 1985 г.). Они отмечали, что им пока не удалось полностью устранить негативные последствия политики союза левых сил, которую партия проводила в конце 70-х-начале 80-х годов. Эта политика привела к распространению определенных иллюзий относительно социалистов, к изменению соотношения сил в их пользу и ослаблению компартии.
Кроме того, на трудящихся было оказано массированное давление, чтобы убедить их, что единственным средством помешать правым партиям вернуться к власти было якобы голосование за социалистов. Этот шантаж и насаждаемый социалистами "комплекс полезного голосования" за их кандидатов возымели действие на часть избирателей. Некоторые из них, как и в 1981 г., проголосовали за социалистов, чтобы "преградить путь правым".
Анализируя создавшуюся ситуацию, французские коммунисты отмечают, что эти избиратели не потеряны для компартии и то ФКП остается самой крупной организованной партией Франции, насчитывающей около 600 тыс. членов и ведущей последовательную борьбу за интересы трудящихся, за демократию и социальный прогресс.
Как отмечается в заявлении Политбюро ФКП, одна из цепей правых сил и социалистов - обеспечить систему чередования партий у власти по американскому образцу, т. е. правых партий и социалистов, чтобы навязать трудящимся еще большие жертвы и вытеснить компартию из политической жизни. Этой цели противники ФКП не добились. Влияние и жизнеспособность компартии определяются не только числом поданных за нее голосов, но и ее способностью в самых трудных условиях сохранять и укреплять свою авангардную, революционную роль, решительно защищать интересы трудящихся.
* * *
В целом итоги выборов во Франции привели к поправению в расстановке политических сил и созданию климата социально- политической неустойчивости, что предвещает дальнейшее обострение классовой борьбы. Этот сдвиг нашел выражение и в результатах выборов в региональные советы, где социалисты получили 495 мест, СФД - 346, ОПР - 328, ФКП - 170, "Национальный фронт" - 130.
Подобные итоги не означают, что Франция возвращается к положению, которое существовало до 1981 г. Правым не удалось добиться полного реванша за свое поражение тогда, а трудящиеся не намерены мириться с попытками развернуть наступление на их права.
Смотрите также:
- ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. ФКП - влиятельная политическая сила →
- АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ. ПОРАЖЕНИЕ ПОРТУГАЛЬСКОЙ РЕАКЦИИ →
- ЧЕХОСЛОВАКИЯ. Уроки "пражской весны" →