КРУПНЫМ ПОРАЖЕНИЕМ правых сил завершились досрочные парламентские выборы в Португалии, состоявшиеся 25 апреля. Правые партии, находившиеся у власти с конца 1979 г., потеряли более 30 мандатов и лишились большинства в Собрании республики - португальском парламенте. Создались объективные предпосылки для благоприятного демократического поворота в португальской политике. Это закономерный результат провала антинародного курса правительства буржуазных партий - так называемого "демократического альянса", разочарования португальцев по поводу катастрофических результатов его деятельности.
Социалистическая партия получила 36,3 проц. голосов (99 депутатских мандатов). Однако она не сумела добиться абсолютного большинства, на которое рассчитывали ее лидеры. И теперь социалистам придется решать вопрос о политических союзах; сформировать правительство они смогут лишь при поддержке хотя бы одной из других трех партий, представленных в парламенте.
Второй политической силой, добившейся успеха на выборах, стал избирательный блок Союз за единство народа, в котором участвуют коммунисты, сторонники небольшой прогрессивной партии Португальское демократическое движение, а также независимые беспартийные демократы. За кандидатов Союза голосовало более миллиона избирателей, и этот блок будет располагать отныне 44 депутатскими мандатами в Собрании республики. Силу депутатов-коммунистов и их союзников теперь придется учитывать при оценке соотношения сил в парламенте.
Утрата крупными правыми буржуазными партиями прежних позиций, недвусмысленное осуждение избирателями их деятельности делают нелогичными и противоестественными попытки реакции вернуться все же к кормилу власти. Они стараются убедить социалистов, будто только их участие в правительственном большинстве обеспечит такому кабинету "прочную базу". Их надежды питает то обстоятельство, что руководство соцпартии, в частности ее лидер М. Соареш, в ходе предвыборной кампании решительно высказывалось против союза в любой форме с португальскими коммунистами.
Тот факт, что социалисты не сумели завоевать абсолютного большинства, несомненно, следствие того, что избиратели опасались, как бы обещанный социалистами "курс на жесткую экономию" не вылился прежде всего в наступление на жизненные интересы масс, как бы жертвами "экономической реконверсии" не стали в первую очередь трудящиеся, а не состоятельные слои населения, предприниматели и землевладельцы.
Практически никакие из возможных решений будущего правительства не смогут гарантировать Португалии стабильность внутриполитической обстановки или выход из экономического тупика, если будет продолжена прежняя, лишь слегка приукрашенная политика капиталистической реставрации.
Опыт прошлых лет показывает, что реального сдвига без опоры на трудящихся, на их политические и профессиональные организации добиться невозможно. Результаты выборов подтвердили, что Португалия нуждается не столько в смене правительства или лиц, его составляющих, сколько в изменении политики. Любой кабинет, осуществляющий политику, направленную на ликвидацию демократических завоеваний Апрельской антифашистской революции 1974 г., на ограничение жизненных интересов трудящихся, на реставрацию всевластия монополий, обречен на провал. Давая оценку итогов выборов, генеральный секретарь Португальской компартии Алваро Куньял высказался за превращение завоеванного на выборах количественного большинства депутатов - социалистов и коммунистов в парламенте в большинство качественное, которое могло бы послужить реальной и прочной основой будущего правительства, способного вывести страну из кризиса, открыть перед ней перспективы подлинно демократических перемен.
* Внешний долг Португалии составляет 13,1 млрд. долл., кроме того, 400 млн. долларов необходимо выплатить в качестве процентов уже в июне текущего года.
* Дефицит торгового баланса страны за время правления правых партий с 1979 г. непрерывно увеличивался и достиг примерно 5 млрд. долл. в 1982 г.
* Уровень инфляции в Португалии постоянно составлял при правлении правых партий более 20 проц. в год. Последние месяцы он достиг 23 проц.