ПРОШЕДШИЕ выборы народных депутатов СССР стали этапным моментом утверждения подлинного народовластия, демократизации и перестройки в целом, создали новую политическую ситуацию в стране. Активное участие в них, как известно, приняли вновь созданные гибкие самодеятельные структуры, во многом переплетенные с так называемыми "неформалами". Они не распались после избирательной кампании и готовятся, по крайней мере в ряде мест, к следующим выборам, что говорит об их устойчивости и тенденции превращения в политизированные формирования.
В этой связи очевидно, что сегодня необходимо искать пути согласия, вырабатывать общую платформу со всеми теми неформальными объединениями, которые твердо стоят на позициях борьбы за обновление социализма, хотя в чем-то и расходятся с КПСС в вопросах тактики, выбора путей движения к общей цели, последовательности решения задач перестройки. И, разумеется, решительно противостоять тем, кто тянет нас назад или в сторону.
Нельзя не учитывать, что известная часть коммунистов состоит одновременно и в неформальных объединениях. Более того, как показало социологическое исследование, проведенное НИИ АОН при ЦК КПСС в 8 регионах страны, в ходе которого опрошено более 4 тыс. респондентов, среди избирателей, отдавших предпочтение при голосовании лидерам неформальных организации, свыше четверти составляют коммунисты.
Результаты выборов для партийных комитетов неоднозначны. С одной стороны, представительство членов КПСС в высшем органе власти увеличилось. С другой - значительная часть руководящих работников местных партийных органов не получила мандата доверия избирателей. В ходе исследования выявлено также немало случаев, когда поддержка партийных комитетов (часто неумелая: свыше 40% избирателей считают, что со стороны партийных комитетов наблюдались явные попытки "нажима", вмешательства, с применением недозволенных приемов, в честное соперничество кандидатов, желание провести выборы по своему "сценарию") оборачивалась поражением кандидата, будь он рядовой работник или руководитель.
В обследованных регионах около половины депутатов добились победы на выборах если не вопреки желанию партийных комитетов, то, во всяком случае, без их участия.
В чем причина этого явления? Объясняется это отчасти тем, что в течение многих лет партийные комитеты действовали под своеобразным административным, идеологическим, политическим "зонтиком". Они монопольно представляли некую "суперадминистрацию", не имеющую политических противников. Сегодня же на место формального ритуала единогласных голосований пришла политическая борьба, в которой они не всегда преуспевают.
На вопрос о том, кто вел избирательную кампанию наиболее энергично, умело, честно и завоевал в этой связи больший авторитет, 28% избирателей назвали трудовые коллективы, 16% - неформальные объединения, движения, около 13% - партийные органы, 12% - общественные организации, около 9% - отдельных лиц, выступающих от своего имени (затруднилось ответить 22%).
В то же время в наиболее развитых промышленных и культурных центрах страны, а также в ряде регионов, где происходит бурный процесс политизации масс, эти показатели имеют другое соотношение. Так, например, 47% избирателей, опрошенных в Латвии, и 37% - в Москве указали, что на выборах предпочтительней выглядели "неформалы" (и лишь соответственно 7% и 4% отдали предпочтение партийным комитетам).
Случайными такие оценки избирателей не назовешь. В стране насчитывается до 30 тыс. самодеятельных общественных объединений - это около 8% всего городского населения страны старше 14 лет. Однако диалог партийных комитетов с "неформалами" еще не приобрел ни должной глубины, ни последовательности. В то же время выборы наглядно продемонстрировали, что некоторые неформальные объединения, движения - это сложившиеся организации, со своими программами, оргпринципами, уставами, правилами приема, денежными фондами, печатными изданиями, зарубежными связями. Свою силу в ходе предвыборной борьбы они, почувствовали и показали. Партийные же комитеты в ряде мест, укрывшись в "окопах" от возникающих тут и там различных "фронтов", заняли выжидательную, оборонительную позицию. Поэтому некоторые из них и проиграли.
Многие неформальные организации искренне хотят внести свой вклад в перестройку, пользуются поддержкой у населения. Однако в ходе выборов (и это подтвердило исследование) партийные комитеты не предприняли в ряде регионов необходимых шагов по налаживанию с ними сотрудничества. Такая позиция партийных комитетов не нашла поддержки как у беспартийных избирателей, так и у коммунистов. Около 44% опрошенных коммунистов отрицательно оценили деятельность партийных комитетов на выборах.
В то же время нельзя не видеть, что некоторые неформальные объединения, стоящие на правых антисоциалистических и националистических позициях, также приняли участие в выборах, чтобы освоить тактику предвыборной борьбы, использовать избирательную кампанию для популяризации своих идей. И факт остается фактом, что некоторого сочувствия и поддержки они добились. Поэтому на предстоящих выборах партийным комитетам необходимо определиться, кто есть кто, и соответствующим образом строить с ними свои отношения.
В. КОМАРОВСКИЙ, доктор философских наук, А. УСОЛЬЦЕВ, кандидат юридических наук