Осенью 1956 г. социалистическая Венгрия пережила тяжелейшее испытание - контрреволюционный путч. 23 октября вооруженные группы контрреволюционеров под прикрытием демонстрации студентов захватили здание радиостанции, вокзалы, склады оружия. В последующие дни внутренняя реакция разгромила редакцию газеты "Сабад неп", резиденцию Общества венгеро-советской дружбы, многие партийные комитеты и полицейские участки. Одной из самых кровавых страниц событий тех дней стали штурм и захват 30 октября объединенными вооруженными бандами контрреволюционеров Будапештского горкома партии и зверская расправа над его защитниками. На улицах развернулась настоящая охота за коммунистами. Лидеры возобновивших свою деятельность более 70 буржуазных, в том числе фашистских, партий и организаций открыто призывали к реставрации капиталистических порядков в стране. Шаг за шагом контрреволюция, поддерживаемая международным империализмом, достигала своих целей: 2 ноября правительство заявило о выходе Венгрии из Варшавского Договора, провозглашении "нейтралитета" и возвращении к "коалиционному" правлению, существовавшему до 1945 г. Над социалистическими завоеваниями венгерского народа нависла серьезная угроза.
В ОТРЫВЕ ОТ НАРОДА
После освобождения Венгрии от фашистского ига и установления народной власти в стране быстрыми темпами стали осуществляться коренные социально-экономические преобразования. Однако уже в начале 50-х гг. развитие Венгрии перестало быть поступательным. В деятельности тогдашнего руководства Венгерской партии трудящихся (ВПТ) во главе с М. Ракоши стали проявляться ошибки. Так, в экономической политике были выдвинуты необоснованно высокие цели, что привело к диспропорциям в промышленности и сокращению производства сельскохозяйственной продукции. Все это отразилось на жизненном уровне трудящихся. Уровень цен в 1953 г, по сравнению с 1949 г. повысился в 2 раза, а реальная заработная плата на одного занятого оказалась на 20-22% ниже, чем в начале пятилетки.
Положение усугубляло то, что руководство ВПТ, уверовав в свою абсолютную непогрешимость, стало на путь нарушения принципов партийной демократии, насаждения практики культа личности, подавления любых проявлений несогласия с линией М. Ракоши и Э. Гере.
"Необходимо сказать, - подчеркивал Я. Кадар в своем выступлении 11 ноября 1956 г., - что все те угоднические меры, которыми Ракоши и его окружение больно ущемили национальные чувства нашего народа, не были нужны ни СССР, ни советским людям; они были нужны подхалимам, которые, оторвавшись от своего народа, пытались слепым копированием деятельности других оправдать себя и монополизировать дело советско-венгерской дружбы".
ПЕРИОД "ЗИГЗАГОВ"
Венгерские коммунисты нашли в себе силы признать порочность такой политики и в середине 1953 г. попытались исправить положение. Пленум ЦК ВПТ 27-28 июня критически проанализировал обстановку и откровенно перечислил причины допущенных ошибок. Пленум принял решения о выправлении политической линии партии, реабилитации невинно осужденных товарищей. Однако эти решения не были претворены в жизнь, так как руководство ВПТ было, по сути дела, парализовано борьбой двух линий: сектантско- догматической во главе с М. Ракоши и праворевизионистской во главе с И. Надем, который в соответствии с решениями пленума стал главой венгерского правительства. В политике ВПТ начался период "зигзагов", шараханий то "влево", то "вправо". Между тем экономические неурядицы сохранялись, а недовольство широких масс росло.
Внутриполитическая напряженность в Венгрии особенно усилилась летом 1956 г., когда окончательно обнаружилась неспособность прежнего руководства решить проблемы страны и до конца исправить допущенные ошибки. Смещение в июле 1956 г. М. Ракоши с поста Первого секретаря ЦК ВПТ и избрание на эту должность ближайшего сторонника М. Ракоши - Э. Гере не могло изменить положения, удовлетворить огромные надежды и ожидания широких масс Венгрии, усилившиеся в связи с XX съездом КПСС, решительными действиями советских коммунистов по преодолению последствий культа личности.
В таких условиях искренние пожелания и призывы тех, кто стремился к улучшению и упорядочению процесса строительства социализма, почти неизбежно "сливались" с голосами тех, кто свою цель видел в коренном изменении общественно-политических отношений и в конечном счете в буржуазной контрреволюции.
Внутренняя и внешняя реакция, правые ревизионисты во главе с И. Надем, который еще в 1955 г. за праворевизионистский уклон был выведен из состава руководящих органов ВПТ, лишен всех государственных постов, а позднее исключен из партии, пришли к выводу, что столь долго выжидавшийся ими момент для наступления на народную власть настал.
ПОД РУКОВОДСТВОМ "СВОБОДНОЙ ЕВРОПЫ"
Буржуазные идеологи и сегодня пытаются утверждать, что в конце октября - начале ноября 1956 г. в Венгрии произошла не контрреволюция, а "спонтанное выступление широких народных масс, разочаровавшихся в социалистическом режиме". Да, в событиях, особенно на первом их этапе, принимали участие и простые люди, в том числе выходцы из рабочих слоев, желавшие выразить свой справедливый протест против линии М. Ракоши - Э. Гере. Однако они оказались в плену буржуазных и ревизионистских лозунгов "улучшения социализма" и придания ему "национального облика". Характер же событий, их динамику, внешний облик и конечные цели определяли контрреволюционные силы, тщательно подготовившиеся и хорошо вооруженные классовые враги социализма. .
В подготовке и осуществлении вооруженного восстания принимало участие в общей сложности около 250 нелегальных организаций и группировок. Многие из них в течение нескольких лет копили оружие, составляли "черные" списки лиц, подлежащих уничтожению, проводили стрелковую подготовку, отрабатывали приемы захвата общественных зданий.
Внутренняя контрреволюция пользовалась огромной материальной и психологической поддержкой Запада, спецслужбы которого в начале 50-х гг. пришли к выводу о возможности подрыва социалистических устоев в Венгрии. В 1954 г. эти же службы разработали антивенгерский план - "Директива N 15, Венгрия, операция "Фокус". Его цель - "прекращение существования Венгерской Народной Республики". В соответствии с этим планом, который должен был "сфокусировать" усилия всех подрывных центров, радиостанция "Свободная Европы", которая впоследствии, по суди дела, стала военным и политическим руководителем мятежа, расширила масштабы вещания на ВНР. На венгерскую территорию с воздушных шаров посыпались миллионы листовок, газет и другой печатной продукции с программой действий "движения национального сопротивления".
Накануне мятежа значительно активизировалась деятельность враждебной венгерской эмиграции. Ее лидеры собирали средства для "борцов за свободу" в Венгрии, сколачивали специальные воинские формирования для засылки в ВНР "в удобное время". 20 тыс. эмигрантов в дни путча были переправлены в Венгрию. "Венгерский национальный комитет", обосновавшийся после второй мировой войны на американском континенте, срочно перебазировался в Европу, поближе "к месту событий".
ПО ПУТИ ПРЕДАТЕЛЬСТВА
Роковую роль в событиях 1956 г. сыграл И. Надь. Еще задолго до октября 1956 г. группе И. Надя удалось распространить свое влияние на значительные круги интеллигенции, часть средств массовой информации, Союз писателей, "кружок Петефи" (клуб интеллигенции при Союзе трудящейся молодежи), а также многие студенческие организации. Камуфлируя свои взгляды лозунгами "улучшения социализма", "очищения демократии", "укрепления национального единства", ревизионисты вводили в заблуждение, запутывали и дезорганизовывали членов партии и широкие массы.
В ночь на 24 октября, т. е. сразу после студенческой демонстрации и захвата радиостанции и редакции газеты "Сабад неп", пленум ЦК ВПТ восстановил И. Надя во всех прежних партийных должностях и вновь утвердил его главой правительства: И. Надь и его сторонники обещали принять участие в подавлении контрреволюционного мятежа. И действительно, став членом высшего руководства, И. Надь голосовал за решения, в которых события 23 октября квалифицировались как контрреволюция, согласился с необходимостью объявления в стране чрезвычайного положения, введения комендантского часа, вооружения коммунистов и всех верных социализму людей,* а также признал целесообразность введения в Будапешт советских воинских частей. Однако затем премьер-министр и его сторонники саботировали выполнение большинства этих решений, скатились на путь предательства.
Огромный вред делу защиты социализма нанесло принятое под давлением И. Надя решение переоценить характер событий: в своем выступлении по радио 28 октября он назвал их не контрреволюцией, а национально-демократической революцией, а членов вооруженных банд - революционными повстанцами. На следующий день по его требованию советские войска были выведены из Будапешта. Что касается сил защитников социалистической революции, то, хотя они и превосходили силы контрреволюции, они в конце концов, оказались дезорганизованными и в тот момент не были в состоянии самостоятельно разгромить вооруженные банды сторонников реставрации буржуазного строя. Таким образом, последнее препятствие кровавому разгулу реакции было ликвидировано.
ЛИЦОМ К НАРОДУ
Чтобы защитить социалистические завоевания венгерского народа, необходимо было срочно создать новый, свободный от ревизионизма и предательства, действительно революционный партийный центр, способный сплотить силы социализма и незамедлительно организовать разгром контрреволюции. 1 ноября Я. Кадар, который вместо Э. Гере 25 октября был избран Первым секретарем ЦК ВПТ, и группа его ближайших соратников уехали из Будапешта и приступили к организации такого центра. Это стало поворотным пунктом в развитии событий. По инициативе нового революционного центра 4 ноября было создано Венгерское революционное рабоче-крестьянское правительство во главе с Я. Кадаром. Оно обратилось к СССР за вооруженной помощью, и благодаря ей контрреволюционный мятеж в короткий срок был подавлен.
Говоря о тех днях, буржуазная пропаганда заявляет о массовом, "народном" характере событий. Однако вооруженные столкновения имели место в основном в Будапеште и нескольких провинциальных городах. Широкие массы не принимали в них участия. Общая численность "повстанцев" в столице не превышала 12 тыс. человек, что составляло ничтожную часть полуторамиллионного населения города.
Всего за период событий в стране зафиксировано 2502 смертных случая среди гражданского населения (1945 - в Будапеште, 557 - в провинции), была оказана медицинская помощь 20 тыс. человек, получившим ранения. Только 20 человек из числа погибших были студентами, что отнюдь не свидетельствует о массовом участии учащихся вузов в вооруженных выступлениях против народной власти.
Любят поговорить на Западе и о "мести" коммунистов, якобы десятках тысяч казненных. На самом деле гражданскими и военными судами Венгрии в период с 4 ноября 1956 г. по 31 июля 1957 г. были осуждены в общей сложности 28 601 человек, причем лишь 6321 из них были инкриминированы политические преступления. 70 человек суды приговорили к смертной казни, 2332 человека - к тюремному заключению на срок от 1 года и выше, а 3581 человек - к заключению меньше года. Остальные получили наказание в виде исправительно- трудовых работ, условного заключения или денежных штрафов.
Вместо массового возмездия партия и правительство обратились к народу, предложив ему честный, открытый разговор об ошибках прошлого и необходимости их преодоления. Однако в условиях, когда в сознании масс теория и практика социализма оказались, по сути дела, скомпрометированными, решение задачи преодоления политических и идейных последствий контрреволюции было делом не простым. Во многом приходилось начинать почти с самого начала. А именно - с развернутого анализа событий и их причин, определения путей преодоления допущенных ранее ошибок. Это было сделано на декабрьском (1956 г.) пленуме Временного ЦК Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП), созданной вместо распущенной ВПТ.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Пленум отметил, что октябрьские события имели четыре основные причины, которые задолго до 23 октября 1956 г. действовали одновременно, параллельно и взаимосвязанно: 1) сектантско-догматические ошибки руководства М. Ракоши - Э. Гере, имевшего решающее влияние в ЦК ВПТ и отошедшего с конца 1948 г. от основ марксизма-ленинизма; 2) деятельность праворевизионистской партийной оппозиции, которая выбрала в качестве своего знамени И. Надя и Г. Лошонци; 3) "в подготовке и развязывании октябрьских событий основным фактором явилась хортистско-фашистская и венгерская капиталистическо-помещичья контрреволюция, значительные силы которой действовали внутри страны подпольно"; 4) "в венгерских событиях решающую и основную роль сыграл международный империализм, цели которого, естественно, шли дальше венгерского вопроса".
То, что в числе первых причин контрреволюции пленум назвал ошибки партии, ее прежнего руководства, свидетельствовало о высокой морально-политической стойкости, принципиальности новых руководителей, их стремлении восстановить ленинские нормы партийной жизни. ВСРП поставила во главу своей политики честное служение интересам народа, тесную связь с рабочим классом, трудящимися, последовательную борьбу, как против правого оппортунизма и ревизионизма, так и против левого догматизма и сектантства. Решения пленума стали платформой консолидации верных социализму сил, основой всей политической линии ВСРП.
Правильность декабрьских решений подтвердил последовавший за ними процесс организационного и идейного укрепления партийных рядов. К 1 июня 1957 г. в новой партии состояло уже 345 тыс. человек. Партийные организации вновь становились политическими центрами трудовых коллективов. В январе 1957 г. полную поддержку политике ВСРП выразили профсоюзы; весной 1957 г. был воссоздан Коммунистический союз молодежи.
ВСРП извлекла уроки и из ошибок, допущенных в экономической области. Одним из первых декретов были отменены обязательные поставки крестьянами сельскохозяйственной продукции государству. Это повысило доверие крестьян к политике партии, создало благоприятные предпосылки для быстрого социалистического преобразования деревни в последующем.
К середине 1957 г. жизнь в стране нормализовалась. Состоявшаяся в мае первая после путча сессия Госсобрания ВНР единодушно одобрила деятельность правительства. А 27-29 июня Всевенгерская конференция ВСРП, подводя итоги одного из сложных этапов в развитии страны, констатировала, что консолидация была достигнута гораздо быстрее, чем можно было предполагать в трудные ноябрьские дни. Это, как отмечал на конференции Я. Кадар, стало возможно благодаря последовательной марксистско-ленинской генеральной линии партии, поддержке рабочего класса и трудящихся масс, интернациональной помощи СССР, социалистических стран, международного рабочего движения.