На I Съезде народных депутатов РСФСР 33-й по счету зарегистрировалась группа "Радикальных демократов", отпочковавшаяся от блока "Демократическая Россия". Не раскол ли это набирающего силу демократического корпуса съезда? На этот и другие вопросы нашему корреспонденту А. БИНЕВУ отвечает народный депутат РСФСР, офицер Вооруженных Сил СССР С. ЮШЕНКОВ.
- МЕЖДУ ГРУППОЙ "Коммунисты России" и блоком "Демократическая Россия" существовало определенное единодушие по выдвижению кандидатов в Верховный Совет республики, но большинство группы "КР" неожиданно проголосовали за иной состав. В результате демократическими силами было утеряно значительное число мест в парламенте. Дело в том, что формирование Верховного Совета было важнейшим вопросом съезда, а именно он прошел по старым аппаратным методам. Состав Верховного Совета оказался консервативнее самого съезда. Все это привело нас к необходимости образовать оппозиционную группу из депутатов "Демократической России" - 55 человек.
Мы наиболее последовательно придерживаемся позиций основного блока (ДР) и выступаем за роспуск Верховного Совета с передачей всех его функций Съезду народных депутатов.
- Кто из наиболее признанных лидеров "ДР" поддержал вашу оппозицию?
- М. Бочаров, Т. Корягина, О. Румянцев, В. Шейнис, М. Челноков, Б. Денисенко, Б. Куркова, А. Тихомиров, М. Салье и др...
- Вам не кажется, что это отвлекает от тех проблем, которые призваны решить народные депутаты сегодня?
- Я с этим не согласен. Образование группы "Радикальные демократы" расширило пространство всевозможных вариантов для конструктивных политических решений. "Центр", а в него входит значительная часть демократических сил, включая Б. Н. Ельцина, получает больше возможностей для маневра. Пример - голосование за "Декрет о власти". Наше "давление" было столь велико, что Б. Н. Ельцину удалось без особых хлопот добиться принятия как бы компромиссных документов.
Оппозиция, кроме того, содержит в себе гарантии необратимости демократических преобразований.
- Нужен ли радикализм сейчас, в столь "смутное" время?
- Само это понятие, конечно, таит в себе источник нестабильности. Радикалы - это сторонники решительных действий, крайних взглядов, коренных преобразований. Но именно сегодня происходит не только радикальное переосмысление так называемых "коммунистических ценностей", но и отказ от них даже в практике КПСС. По мере утверждения общечеловеческих идеалов мы будем становиться все более "консервативными"...
- Похоже, вы антикоммунист?
- Нет. В коммунистическом учении содержится немало общечеловеческих ценностей. Я полностью принимаю это учение в области идей всестороннего развития личности, согласен с тем, что свободное развитие каждого - это условие свободного развития всех.
- И все же, как показал последний съезд КПСС, попытка отказаться от "коммунистических ценностей" не увенчалась успехом. В связи с этим, как мне кажется, вы не точны, когда утверждаете, что партия коммунистов "тоже" отказывается от своих идеалов.
- Нет, это именно так. Коммунистические партии декларировали свои ценности и идеалы только в качестве конечной цели, начисто забыв предупреждение Маркса, что не только цель, но и путь к ней должен быть истинным. Вот от этих деклараций они сейчас и отказываются.
- Вы - военный человек, подполковник, преподаватель кафедры философии Военно- политической академии, которая выдает дипломы армейским "комиссарам". И вдруг заявляете о своем выходе из рядов КПСС. Это что, предательство?
- Нет, это свидетельствует о моей последовательности. Я вышел из партии, так как считаю, что в условиях многопартийной системы, к которой мы фактически уже пришли, военнослужащие должны воздерживаться от вступления в какую-либо партию. Хотя я понимаю, что моему примеру, так же как и примеру В. Лопатина, большей части военнослужащих последовать чрезвычайно трудно. Армия и органы правопорядка должны служить закону и народу, а не партийным амбициям. Считаю, что ГлавПУР должен быть реорганизован и переподчинен от ЦК КПСС - Верховному Совету страны или министру обороны, если он будет гражданским лицом.
Демократия будет в опасности, пока какая либо партия безраздельно господствует в Вооруженных Силах.