Единая транспортная система страны - это не только ее артерии, но это и ее нервный узел, в котором отражается вся работа народного хозяйства и который сам воздействует и на экономику страны, и на настроение тех, кто пользуется транспортом.
На вопросы о работе всех видов транспорта, объединенных в нашей стране в единую систему, рассказали в рамках телепередачи "Проблемы - поиски - решения" министр гражданской авиации СССР Б. П. БУГАЕВ, первый заместитель министра путей сообщения СССР В. Н. ГИНЬКО, министр морского флота СССР Т. Б. ГУЖЕНКО, министр речного флота РСФСР Л. В. БАГРОВ, министр автомобильного транспорта РСФСР Ю. С. СУХИН, заместитель председателя Госплана СССР В. Е. БИРЮКОВ. Вел передачу политический обозреватель Центрального телевидения по вопросам внутренней жизни СССР Л. А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ.
Что из себя представляет единая транспортная система нашей страны?
БИРЮКОВ. Это прежде всего совокупность всех транспортных министерств, путей сообщения, морского флота, гражданской авиации, речного флота, автомобильного транспорта, автомобильных дорог.
Транспорт Советского Союза представляет собой мощную систему: работает здесь свыше 10 млн. человек. Основные производственные фонды составляют примерно 211 млрд. руб.
Дальнейшее развитие единой системы будет идти при улучшении взаимосвязи между отдельными видами транспорта. Сейчас эти планы строятся таким образом, что без взаимной помощи одного вида транспорта другим работать уже невозможно. Пассажирские перевозки 1985 г. достигли почти 1 трлн. пассажиро-километров. Из них автобусные перевозки составляют 440 млрд. пассажиро- километров; 372 млрд. пассажиро-километров приходится на железнодорожный транспорт и 188 млрд. - на воздушный.
В этой единой системе нет второстепенных видов транспорта, все они важны. Но самое главное - в условиях социалистической системы хозяйствования они взаимозаменяемы, оказывают взаимопомощь и развиваются по единому плану.
* * *
Как известно, грузооборот всех видов транспорта на единицу национального дохода в СССР примерно в 3 раза больше, чем в США.
Как проводится работа по формированию рациональных грузопотоков в стране, кто непосредственно проводит ее и какие новшества по этому вопросу будут в двенадцатой пятилетке? Что делается для снижения расхода топлива на транспорте?
БИРЮКОВ. Грузооборот на 1 рубль национального дохода у нас сокращается. Работа по рационализации перевозок в одиннадцатой пятилетке снизила грузооборот на 160 млрд. тонно- километров, что дало экономический эффект почти в полмиллиарда рублей.
В двенадцатой пятилетке мы сможем на правильном размещении производительных сил, на упорядочении грузопотоков, ликвидации встречных перевозок сократить 170 млрд. тонно- километров и сэкономить почти 800 млн. руб. При Госплане создана Межведомственная комиссия по рационализации перевозок грузов. Ежемесячно рассматриваются все вопросы, связанные с ликвидацией нерациональных перевозок.
БАГРОВ. В системе Министерства речного флота предприятия с 1 января перешли на новые условия хозяйствования, где показатель "тонно-километр" уже не будет определяющим и не будет смысла стремиться перерасходовать топливо. Обслужить всех, кто обратился к речному флоту, полностью выполнить договоры - это будет и главной задачей и главным оценочным показателем деятельности каждого пароходства.
ГУЖЕНКО. Один из магистральных путей экономии энергоресурсов - это внедрение новых транспортно-технологических и контейнеровозных систем. Например, для перевозки леса мы создали типоразмеры пакетов для круглого и для пиленого леса, разработали способы их упаковки и организовали перевозку. За одиннадцатую пятилетку перевезено таким способом около 50 млн. кубометров леса. Производительность труда увеличивается в несколько раз. В 2,5 - 3 раза улучшается при погрузке использование транспортных средств. Во много раз сокращается время погрузки. Всего 15 - 30 минут уходит на то, чтобы положить пакет механизмом.
Одной из главных задач интенсификации на пятилетку является необходимость подключить наряду с транспортниками в этот комплекс работ и грузоотправителей, и грузополучателей. Сейчас и авиационный транспорт уже работает в единстве с нами, поэтому здесь обеспечивается полная сохранность грузов, ускоряется доставка их потребителю.
* * *
Что делается для дальнейшего улучшения взаимодействия смежников в транспортных узлах?
ГУЖЕНКО. Мы перешли на научно обоснованную систему в использовании материальных и трудовых ресурсов всех смежников для быстрейшей доставки грузов.
Без дополнительных капвложений, на базе тех же ресурсов удалось за годы одиннадцатой пятилетки поднять пропускную способность транспортных узлов более чем на 20%, повысить производительность труда, интенсивность обработки транспортных средств, в частности вагонов и судов. За это время условно высвобождено около 1 млн. железнодорожных вагонов. Появилось чувство единства и ответственности у всех участников транспортного процесса. Если раньше, чего греха таить, было много межведомственных распрей, неточной информации, то сейчас удалось эти пороки в основном устранить и перейти на условия работы с использованием вычислительной техники, что дает хороший результат. Сегодня у нас работает 49 транспортных узлов на базе морских портов и около 60 - на железнодорожном транспорте.
* * *
Когда будет улучшено обслуживание пассажиров? Случается, что в продаже билетов нет, а в поезде или в самолете места пустуют. Почему это происходит?
ГИНЬКО. Ежедневно 11 млн. человек приобретают билеты в кассах на железнодорожных вокзалах.
В связи с большим увеличением пассажирских перевозок мы не можем обойтись при продаже билетов без новой техники. Начало положено строительством трех систем "Экспресс" в Москве, Ленинграде и Киеве, что позволяет обслужить одного пассажира за 45 секунд. В нынешней пятилетке такие системы появятся и в других крупных городах страны. Действительно, бывает, что человек не мог приобрести билет, а в вагоне было место. Это вызывается многими факторами. Предположим, группа туристов заказывает билеты, потом по каким-то причинам поездка откладывается, а билеты не успевают реализовать. У нас есть предварительная продажа для пунктов, которые находятся за пределами точки отправления, и когда, например, в Москве человек входит в вагон, он видит свободные места, но билеты на эти места уже проданы пассажирам, которые ожидают поезд, скажем, в пригородах Москвы.
Конечно, мы думаем о том, как лучше реализовать именно те свободные места, которые у нас есть, как более производительно использовать транспорт.
БУГАЕВ. Да, случается, что пассажир приходит в самолет, а 5 - 6 мест свободны. Дело в том, что мы отправляем почту, которая, естественно, имеет вес, а масса самолета ограничена. Но кроме того, здесь могут быть и недостаточно четкие команды по телефонной связи на количество мест, которые можно продать на данный самолет, или может внезапно появиться дополнительная почта, которая должна отправляться в первую очередь. Мы получаем много писем и жалоб по этому вопросу, и оправдания наши пассажиров не устраивают. Будем принимать меры, чтобы поправить положение.
* * *
Как решается проблема привлечения ведомственного автотранспорта для обслуживания пассажиров?
СУХИН. Приведу такие цифры: если в транспорте общего пользования автобусный парк в целом по стране составляет примерно 350 тыс. автобусов, то ведомственный - около 400 тыс. Убытки от работы транспорта общего пользования приближаются к 400 млн. руб., а ведомственного - к 3,5 млрд. Вы знаете, что недавно ЦК КПСС и Совет Министров приняли решение о привлечении ведомственного транспорта к перевозкам пассажиров в часы "пик". Некоторый опыт в этой работе уже есть: владимирские автомобилисты, например, вместе с горисполкомом разработали систему привлечения ведомственного транспорта. И это в какой-то степени, конечно, снимает "пиковые" нагрузки. В настоящее время созданы и методика привлечения ведомственного транспорта, и система оплаты, выдачи билетов. Кроме того, в городах с более чем 250-тысячным населением мы должны полностью принять на свой баланс ведомственные автобусы, что позволит более оперативно и рационально использовать их при обслуживании пассажиров в часы "пик". Это резко сократит расходы на содержание ведомственных автобусов.
В полтора раза увеличены капиталовложения на развитие производственной базы по пассажирским перевозкам: на строительство крытых стоянок для пассажиров, теплых стоянок для автобусов с учетом приема в двенадцатой пятилетке ведомственного транспорта.
Теперь нам удалось при распределении автобусов между транспортом общего пользования и промышленными министерствами резко увеличить поставки транспорту общего пользования. Это дало возможность улучшить структуру автобусного парка, увеличить его объем, списать отработавшую технику, то есть повысить качество работы автобусного транспорта.
* * *
Когда будет наведен порядок в движении автобусов в городах? Не пора ли точнее определить реальные потребности в транспорте населения и на каждой остановке вывесить график движения автобусов?
СУХИН. В 320 городах (из 1360) уже внедрена автоматизированная система управления пассажирским транспортом с применением электронно-вычислительных машин. Здесь заработная плата водительского состава зависит от выполнения графика движения.
К сожалению, мы не имеем на всех конечных пунктах телефонных "пар", чтобы можно было без участия диспетчера контролировать своевременность прихода автобусов. Поэтому вынуждены на экспериментальной базе создавать собственными специальными конструкторскими бюро системы типа "Нэжан", которые дают возможность независимо от водителя контролировать проход автобуса через определенный пункт. Внедрение этой системы дает неплохие результаты, и регулярность движения на маршрутах поднимается до 97%.
Однако многое зависит не только от работников автомобильного транспорта, но и от состояния дорожного хозяйства в городах. Иногда очень плохо идет очистка снега, уборка улиц, что, безусловно, нарушает ритмичную работу транспорта.
Не все решено и с улучшением социальных условий работы автобусных бригад на маршрутах.
Много проблем связано с обслуживанием ночных смен. В некоторых городах заключены договоры содружества автобусных бригад непосредственно с предприятиями, которые они обслуживают. В результате появляется взаимная ответственность между пассажирами и водителями.
* * *
Когда будет открыто движение для пассажиров по БАМу?
ГИНЬКО. Уже сейчас частично открыто пассажирское движение по БАМу. На поезде Москва - Тында, например, можно проехать до Северобайкальска. К концу пятилетки пассажирское движение по БАМу будет полностью открыто.
БИРЮКОВ. Хочу добавить, что в 1984 г. по БАМу было перевезено 14 млн. т груза, на 1990 г. уже планируется 24 млн. т. То есть БАМ не только строится. БАМ уже сейчас работает, несмотря на то, что здесь еще предстоит освоить 2 млрд. руб.
Сейчас начинается самая сложная работа - строительство гражданских сооружений, локомотивных, вагонных депо, электростанций и т. д.
* * *
Как будет продолжаться работа над созданием системы управления воздушным движением?
БУГАЕВ. Создание и использование автоматизированной системы управления воздушным движением - острая необходимость. В воздухе находится большое число самолетов, выполняется 3900 рейсов в сутки, практически 500 тыс. человек постоянно находятся в воздухе, а с августа до половины сентября - 640 тыс. человек. Поэтому необходима электронная система управления движением. Кстати, такая система уже создана, она обслуживает частично Украину, Москву, Северный Кавказ, Казахстан и дает большой экономический эффект. Строгое соблюдение безопасности полетов - важнейшая задача при большой насыщенности воздушного движения, ведь в сутки летом у нас самолеты производят до 90 тыс. посадок. И конечно, управлять, сидя с микрофоном, в настоящее время уже невозможно.
* * *
Когда прекратятся промежуточные посадки при перелетах на дальние расстояния?
БУГАЕВ. Эта проблема будет решаться. Ведь любая лишняя посадка - это, естественно, большие потери. В Аэрофлот приходят новые самолеты. Ил- 96 - 300, дальность полета которого 11 тыс. км, будет отвечать всем современным требованиям.
Самолет Ту-204 полностью заменит тот парк, который отрабатывает свой ресурс. На средних линиях дальностью 1500 км он будет иметь большой спрос.
* * *
Почему автотранспорт так медленно переводится на другие источники энергии? Когда газобаллонные автомобили получат повсеместное распространение?
СУХИН. В основном это сдерживается из-за отставания строительства газонаполнительных станций. В 1985 г. должно было быть введено 52 станции, а фактически - только 19. Были приняты меры к строительным организациям, и уже к концу года мы удвоили количество газобаллонных автомобилей. На 1986 г. намечено широкое использование автомобилей на газовом топливе.
В двенадцатой пятилетке на газовом топливе будет работать 1 млн. автомобилей. В нашем республиканском министерстве из намеченных 100 тыс. автомобилей уже сейчас почти 13 тыс. работают на газовом топливе.
Смотрите также:
- ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Железнодорожный транспорт: что изменилось? →
- ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ В МПС. Дорога должна быть безопасной →
- НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. АРТЕРИИ ЭКОНОМИКИ →