АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ. Реформа школы: что сделано

   
   

О том, как проходит в нашей стране реформа школы, какие трудности приходится преодолевать при ее осуществлении, мы уже писали на страницах "АиФ".

Сегодня мы продолжаем этот разговор.

На вопросы нашего корреспондента И. Лариной отвечает заместитель министра просвещения СССР Ф. Г. ПАНАЧИН.

КОРР. Западные пропагандисты нередко утверждают, что введение школьной реформы якобы свидетельствует о "неэффективности" образования в советской школе. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счет. Что, по-вашему, даст реформа школы?

ПАНАЧИН. Реформа школы является составной частью процесса совершенствования развитого социалистического общества. Ускорение его экономического, научно- технического, социального и культурного прогресса, новый импульс которому придал XXVII съезд КПСС, еще отчетливее подчеркивает объективную необходимость совершенствования системы народного образования.

За годы развития Советского государства неоднократно изменялись структура и содержание образования в школе. Но никогда не менялись принципы советского народного образования: право всех граждан на образование, независимо от пола, национальной принадлежности, религии и социального положения; обязательность обучения всех детей и подростков; бесплатность образования как гарантия обязательности образования; единство и преемственность всех типов учебных заведений и другие. Поэтому реформа школы не результат какой-то ее мифической "неэффективности", а следствие того, что совершенствующееся общество требует перемен во всех своих социальных институтах, в том числе в школе.

Что должна дать реформа? Коротко говоря, она должна обеспечить формирование юного гармонически развитого советского гражданина, отвечающего возросшим требованиям общества. Это общая стратегическая линия, предполагающая решение ряда важных тактических задач. Среди них стержневой является соединение учебного и трудового начала в формировании личности. Именно в этом контексте следует оценивать курс на то, чтобы к 16-17 годам юноши и девушки не только "научились учиться", но и научились работать.

КОРР. По этому поводу, кстати, на Западе было высказано мнение, что в Советском Союзе-де "взят курс на легализацию детского труда"...

ПАНАЧИН. Те, кто считает приобщение подростков к производительному труду "легализацией детского труда", очень далеки от истины.

Производительный труд школьников на базовых предприятиях и учреждениях носит прежде всего обучающий, профориентационный и воспитательный характер. Задача общеобразовательной школы - вырастить заботливых, бережливых, реально представляющих себе современное производство будущих хозяев нашей страны, которые знают цену рабочей минуте и трудовому рублю.

Необходимость участия школьников в производительном труде является важнейшим выводом из ленинского принципа единой политехнической школы. Всеобщее профессиональное образование молодежи в нашей стране должно осуществляться в тесной взаимосвязи изучения основ наук с непосредственным участием школьников в систематическом, организованном, посильном общественно полезном труде. Особо хотелось бы подчеркнуть, что выпускник "реформированной" школы не только не потеряет права или возможности продолжить образование в высшем учебном заведении, но и сможет непосредственно после "выпускного бала" начать работать по полученной им в школе профессии.

КОРР. Можно ли уже говорить о первых результатах проведения реформы школы? Каковы эти результаты и что намечается сделать в ближайшем будущем?

ПАНАЧИН. Реформа школы - сложный и длительный процесс, ее полный итог будет подведен нескоро. Однако ход реформы мы внимательно анализируем.

Формальным стартом реформы структуры и нового содержания обучения в школе, если судить по началу обучения шестилеток и по переходу на новые программы, можно считать 1 сентября 1986 г. Однако реформа уже реализуется в течение двух лет, и за это время введены и успешно преподаются новые учебные предметы - "Ознакомление с окружающим миром" для младших школьников, "Этика и психология семейной жизни" и "Основы информатики и вычислительной техники" - для старшеклассников. Пересмотрены и усовершенствованы учебные программы по всем предметам. Созданы или находятся в процессе создания новые учебники, на ряд других объявлен конкурс.

Должен сказать и о том, что в процессе реализации реформы нам приходится сталкиваться со многими трудностями и недостатками, которые еще предстоит устранить. К их числу можно отнести ощутимые огрехи учебных программ, в значительной степени устраненные при их переработке к 1986, 87 учебному году, и учебников; несбалансированность теоретических знаний и практических навыков школьников; недостатки в материально-техническом обеспечении учреждений народного образования; недостаточно высокий уровень инспектирования школ; дефицит методической вооруженности молодых специалистов.

В ближайшем будущем в связи с изменением структуры школы, увеличением срока обучения на один год, введением обучения детей с шестилетнего возраста, сокращением наполняемости классов потребуются и значительные бюджетные ассигнования для строительства новых зданий, реконструкции старых и оборудования их. Реформой намечены также мероприятия, частично начавшие осуществляться, которые потребуют не одного года: повышение квалификации миллионов работающих в стране учителей, увеличение их заработной платы на 35%, значительное улучшение их жилищных и бытовых условий.

Скажем и о том, что все поступающие в педагогические вузы отныне проходят более жесткий отбор, чем это было до сих пор, и делается это для того, чтобы закрыть доступ в педагогику случайным людям. Все эти меры, думается, будут способствовать повышению престижа профессии учителя.

Министерство просвещения СССР и Академия педагогических наук СССР, как своеобразные "штабы отрасли" придают значение не только организационному, нормативному или методическому обеспечению реформы, но и тому, чтобы развивать у работников системы просвещения те черты, о необходимости формирования которых говорилось на XXVII съезде КПСС, - зоркость по отношению ко всему новому, перспективному, единство слова и дела.

Смотрите также: