"9-я СТУДИЯ". Мир и элита США

   
   

В очередной телевизионной передаче принимали участие первый заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС профессор В. В. ЗАГЛАДИН, заместитель директора Института США и Канады АН СССР, член-корреспондент АН СССР В. В. ЖУРКИН и политический обозреватель Гостелерадио СССР профессор В. С. ЗОРИН.

ЗОРИН. Еще полгода назад ситуация на международной арене внушала определенные надежды. Сейчас же эти надежды несколько поблекли, положительные тенденции ослабли. Чем объяснить именно такую динамику международного процесса?

ЗАГЛАДИН. Не знаю, правильно ли сказать, что положение ухудшилось. Объективная ситуация менялась, но по сравнению с началом года она изменилась не так уж сильно. Изменилось настроение, ощущения людей. И в этом действительно есть такая динамика. Положение же было сложным, напряженным, оно и остается таким.

Впрочем, нельзя сказать, что и надежды совсем исчезли, потому что если в конце прошлого и начале нынешнего года надежды порождала Женева, то сейчас источником надежд являются новые инициативы Советского Союза и других стран социализма. Если бы наши предложения были приняты, то к началу 90-х годов мир выглядел бы совершенно иначе, чем сейчас.

Во-первых, произошло бы существенное сокращение стратегических ядерных вооружений.

Во-вторых, исчезли бы ядерные ракеты средней дальности в Европе.

В-третьих, было бы запрещено и уже ликвидировалось бы химическое оружие.

В-четвертых, было бы сокращено обычное вооружение, а также оперативно-тактическое ядерное оружие на Европейском континенте от Атлантики до Урала.

Однако это еще не полная картина наших идей. Ведь мы не просто хотим остановить гонку вооружений, мы хотим направить ход событий в другое русло, вывести мир к какому- то новому состоянию, новому мировому порядку, который характеризовался бы сотрудничеством. И потому наряду с предложениями по разоружению наша страна выдвинула очень крупные предложения именно по международному сотрудничеству.

Это предложение о сотрудничестве в космосе, которое получило название "звездный мир" в отличие от американских "звездных войн". Это предложения о сотрудничестве в области мировой энергетики, включая обеспечение безопасности атомной энергетики, создание совместными усилиями новых типов реакторов, в том числе энергетического реактора, основанного на принципе термоядерного синтеза. Это предложения, касающиеся содействия развитию освободившихся стран, преодолению тех несправедливостей, которые есть в этой сфере. И так далее. Словом, две корзины предложений. Одни направлены на смягчение напряженности и разоружение, другие - на развитие мирного, взаимовыгодного сотрудничества между народами.

Синтез наших идей - программа всеобъемлющей системы международной безопасности, которую М. С. Горбачев охарактеризовал как новый подход к этой проблеме. Ведь впервые в истории государство выдвигает предложения, которые не просто касаются предотвращения войны или снижения уровня военной опасности, но и предусматривают создание системы гарантий, что эта опасность не возродится.

Эти идеи поддерживают очень широкие общественные круги и многие государства, но со стороны Запада, прежде всего Вашингтона, позитивного отклика они не встретили. Более того, некоторые из них уже отклонены. Все это и породило сомнения в духе Женевы, скепсис в отношении перспектив.

ЖУРКИН. Адрес виновников хорошо известен - военно- политическая элита США, которая представляет все большую угрозу для самих Соединенных Штатов и их союзников. Ее действия обусловлены комплексом причин. В том числе - инерцией милитаристского курса, интересами военного бизнеса. Но кроме того, элита испугалась вызова, брошенного Советским Союзом, который не только осознал необходимость нового мышления в ядерный век, но и конкретизировал этот новый подход в целой серии крупномасштабных инициатив и предложений. А реакция Вашингтона - черепашья: спрятаться под панцирь военных приготовлений, под панцирь неуступчивости и жесткости.

С другой стороны - желание измотать советскую экономику в гонке вооружений. Это голубая мечта администрации Рейгана - первой администрации, воплотившей эту мечту в официальных документах - директивах по национальной безопасности N 32 и N 75.

Сейчас, когда XXVII съезд КПСС выдвинул программу ускорения социального и экономического развития СССР, эта программа обеспокоила США, которые надеются форсированием гонки вооружений, усилением конфронтации замедлить экономическое развитие Советского Союза.

Есть и еще одно обстоятельство. Экономика США после кризиса, закончившегося в 1982 г., уже года четыре развивается более или менее нормально, хотя, правда, экономический прирост в этом году не превысит 2,5 - 3%. Союзники по НАТО отстали. И это, видимо, создало у военно- политической элиты США ощущение чрезмерно возросших мощи и возможностей. А это подталкивает се на шаги, сравнимые с действиями азартного карточного игрока. Этакий азарт силы.

Опасность этой тенденции беспокоит не только нас. В очередном выпуске "Стратегического обозрения", которое готовит Международный институт стратегических исследований в Лондоне, - это весьма солидное исследование, - говорится, что "президент Рейган готов, по- видимому, пожертвовать перспективой смягчения напряженности в советско-американских отношениях ради погони за своей мечтой о более сильной и менее сдержанной на международной арене Америке". Авторы обзора делают из этого такой вывод: "Но его постоянная игра мускулами и конфронтационная тактика содержат в себе риск, что его знаменитая удачливость перестанет работать и что Соединенные Штаты могут оказаться втянутыми в водоворот серьезного военного кризиса из-за своих действий или из-за действий своих партнеров. Президент, несомненно, повысил ставки, но приведет ли к успеху эта его азартная игра-это очень большой вопрос".

ЗАГЛАДИН. США - наиболее яркий пример того, что делается в капиталистическом мире вообще. В. И. Ленин когда-то сказал, что коренной вопрос для марксистов - изучение отношений собственности и власти. Собственность - частнокапиталистическая, но в дело вступили новые формы государственного и политического капитала, появился транснациональный капитал, наблюдается огромная концентрация богатства, причем в самых разных формах.

Что же касается власти, то в XIX веке говорили, что государство - это комитет по управлению страной от имени буржуазии. Потом эта формулировка была дополнена марксистами: комитет, управляющий от имени верхушки буржуазии, крупнейшей буржуазии. Сейчас это уже орудие в руках элиты - своеобразной олигархии, которая создалась в Америке прежде всего на базе слияния военно- промышленного комплекса, связанных с ним военной элиты, бюрократической элиты, элиты в государственном аппарате, включая определенную часть людей, близких к организации науки, а также определенную часть юридической надстройки.

Эта элита живет своими интересами, ей наплевать на все остальное, в том числе и на интересы своей страны. Но при этом, как никогда прежде, она твердит о том, что она и есть главный защитник национальных интересов. На самом же деле ею давно пора заняться комиссии по антиамериканской деятельности, поскольку она подрывает экономику США, вгоняя ее в колоссальные долги, подрывает безопасность Соединенных Штатов своей авантюрной военной программой, ослабляет политические позиции страны, подстегивая антиамериканизм по всему миру, наконец, создает климат внутриполитической напряженности.

ЗОРИН. В связи со сложившимся ныне положением в мире иногда задают вопрос, а нужна ли была вообще встреча в Женеве, раз она сейчас не получает подкрепления.

ЗАГЛАДИН. Подкрепление Женевы - наши инициативы, которые поддержаны крупными политическими силами в мире.

С другой стороны, изменения в общественном мнении после Женевы продолжают оказывать свое влияние. Американская линия на саботаж духа Женевы вызывает не только пессимизм, но и стремление дать этому саботажу отпор. И это не может не воздействовать и на руководство США. Как бы там ни было, а президент в последнее время не однажды высказывался в том духе, что нужен все-таки поворот к лучшему, что советские предложения - это дело серьезное.

ЗОРИН. Думается, еще следует подчеркнуть реальные политические последствия предложений Советского Союза. Конечно, под влиянием буржуазной пропаганды миф о "советской угрозе" держит в плену еще довольно много людей, но, пожалуй, сегодня эффективность этого мифа уже далеко не та, какой была еще полгода назад, до комплекса наших инициатив.

ЖУРКИН. Действительно, мы часто говорим, что мир не сводится к Соединенным Штатам. Но, наверное, эту формулу надо применить и к самим США. Соединенные Штаты не сводятся к военно-политической элите. И в правящем классе Америки есть группировки, которые выступают за конструктивное развитие отношений. Тем более - широкие круги общественности, которые оказывают воздействие на конгресс, конгресс оказывает давление на администрацию. А активность этого воздействия, несомненно, возрастает под влиянием советских миролюбивых инициатив. Как свидетельствуют опросы общественного мнения, процент людей, выступающих за достижение договоренности с СССР, все время растет. Процент же людей, которые выступают за ядерное вооружение Америки, не превышает 10 - 12%.

ЗОРИН. Однако мир многообразен, ситуация в различных регионах, в частности в Европе, оказывает самое серьезное влияние на общемировую.

ЗАГЛАДИН. Европейский континент переживает очень непростой период своей истории. В начале 70-х годов преобладала либеральная, социал-демократическая тенденция. Затем ей на смену пришла консервативная тенденция. В десяти европейских странах правят консерваторы единолично, в шести - в составе коалиций и только в пяти странах у власти социал-демократические правительства. Словом, большая часть континента - в руках консервативных сил, что повлияло на политическое, экономическое и военное положение в Европе. Это выразилось в том, что в области внешней политики наметилось в последние годы некоторое скольжение к Америке, усилилась поддержка ее планов, например СОИ, программ создания нового химического оружия, участились встречи на высшем уровне руководителей ведущих капиталистических стран.

Однако в последние полтора-два года эта картина начинает меняться. В ряде стран активизируются левые силы - социал- демократы, коммунисты и "зеленые". Консерваторы кое-где несут потери, прежде всего в ФРГ, Великобритании. Свою роль в этом сыграло, конечно, то, что консервативные партии и правительства нанесли большой ущерб экономическому положению широких масс. Но кроме того, преобладающими настроениями среди западноевропейцев становятся боязнь войны, боязнь усиления военной опасности в результате продолжения американских программ.

В Европе все ощутимее недовольство политикой США, которые не считаются с интересами западноевропейских союзников. Я был в Италии, когда американская авиация напала на Ливию. Итальянцы, в том числе и представители правящей коалиции, говорили: бомбы падают на Ливию, но попадают на нас, на европейцев, потому что мы же высказались против бомбардировок, но с этим не посчитались.

Практически все европейские правительства в той или иной мере выступили против отказа от ОСВ. И это Вашингтон игнорировал.

Далее. Недовольство экономической политикой США. На рассмотрении американского конгресса сейчас находится около 300 различных законопроектов, касающихся торговой или экономической дискриминации европейцев, ограничения европейского экспорта в США и, наоборот, расширения американского экспорта в Европу. Европейское экономическое сообщество принимает в ответ свои меры, направленные на ограничение американского экспорта в Европу.

Наконец, растет протест против американизации европейской культуры.

Как реакция, усиливаются внутриевропейские интеграционные процессы в экономике и в политике, в военном деле. По многим вопросам - Центральная Америка, Южная Африка, Ближний Восток - европейские позиции не во всем совпадают с американскими. Растет интерес к проблемам общеевропейским, а значит, в частности, к вопросу сотрудничества с Востоком. Очень большой интерес проявляется к масштабным предложениям будапештской сессии ПКК.

ЗОРИН. Некоторые авторы писем к нам ставят вопрос так: а стоит ли в сложившихся условиях продолжать диалог с США, если все наши инициативы не находят поддержки?

ЗАГЛАДИН. А есть ли у нас другой выбор? Сейчас еще можно заключать какие-то соглашения, о чем-то договариваться. Если же начнется новый качественный виток гонки вооружений, то тогда уже любое соглашение будет много труднее. Тогда и паритет потеряет свое значение, даже станет элементом дестабилизирующим. Поэтому надо действовать быстро, пока еще можно решить многие вопросы.

Некоторые силы в США хотели бы сбить нас на другую позицию, позицию конфронтации, позицию "око за око, зуб за зуб". И многие из провокационных акций, типа ливийской, может быть, были рассчитаны на это, но СССР намерен последовательно проводить свою политику.

Сейчас положение на мировой арене таково, что степень социальной ответственности правительств, государств, политических деятелей нельзя мерить мерками только национальными. По существу, вопрос стоит так: необходимо проложить путь к выживанию человечества, сделать реальные шаги в этом направлении. Наши инициативы намечают такой путь.

Смотрите также: