БОЛЕЕ ТРЕХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ минуло с тех пор, как в районе 38-й параллели, рассекающей Корейский полуостров на Северную и Южную Корею, отгремели последние выстрелы. Попытка Соединенных Штатов и их сеульских марионеток решить "корейский вопрос" силой оружия провалилась. Однако и по сей день вашингтонские стратеги рассматривают Корейский полуостров сквозь призму "жизненных интересов США".
В сферу "жизненных интересов США" Корейский полуостров попал сразу же после второй мировой войны. Вопреки достигнутой между Советским Союзом и Соединенными Штатами договоренности, которая предусматривала сугубо временное разграничение корейской территории на две зоны (к северу от 38-й параллели - зона ответственности советских войск, к югу - американских) с целью принятия капитуляции армии милитаристской Японии, Вашингтон в сентябре 1947 г. отверг предложение СССР об одновременном выводе из Кореи американских и советских войск. В 1948 г. СССР вывел свои войска с Корейского полуострова, но США не последовали его примеру.
Более того, добившись на II сессии Генеральной Ассамблеи ООН решения об отправке в Южную Корею временной комиссии ООН, США создали там сепаратное правительство. Его возглавил доставленный накануне из США предатель корейского народа Ли Сын Ман.
Таким образом, насильственное разделение страны состоялось.
ПРИНЦИПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Достижение объединения Кореи - одно из центральных направлений деятельности Трудовой партии Кореи и правительства КНДР. За время своего существования КНДР более 200 раз обращалась к южнокорейским властям с конкретными предложениями, направленными на мирное демократическое объединение страны.
Пунктиром на карте-схеме обозначена демаркационная линия между КНДР и Южной Кореей.
Долгие годы Сеул оставался глух к призывам Пхеньяна. Между тем начало 70-х годов ознаменовалось потеплением международной обстановки. Благодаря целеустремленным, активным действиям Советского Союза, других стран социализма все более очевидным становилось то, что решить "корейский вопрос" можно не силой оружия, на что до сих пор делают ставку США, а за столом переговоров.
Представители двух корейских правительств сели за него в мае 1972 г. Итогом этих переговоров стало обнародованное 4 июля Совместное заявление Севера и Юга Кореи, в котором был зафиксирован общий подход сторон к проблеме объединения, получивший название "трех принципов объединения родины". Суть их сводится к следующему: во- первых, объединение страны должно быть достигнуто самостоятельно, без иностранного вмешательства, во-вторых, мирным путем и, в-третьих, на основе национальной консолидации, независимо от различий в идеологии, идеалах и строе.
Казалось бы, дело сдвинулось наконец с "мертвой точки". Однако представитель южнокорейской стороны, поставивший свою подпись под этим документом, заявил: "С сегодняшнего дня мы начинаем двигаться от конфронтации без диалога к новой эре конфронтации с диалогом". А тогдашний диктатор Южной Кореи Пак Чжон Хи выступил в 1973 г. с предложением о раздельном вступлении КНДР и Южной Кореи в ООН. Заявление Пака, предварительно согласованное с Вашингтоном и Токио, было не чем иным, как попыткой увековечить раскол Кореи.
Решительно отвергнув "инициативу" Сеула, правительство КНДР выступило с новыми предложениями по объединению из пяти пунктов. Они предусматривали: ликвидацию военной конфронтации и ослабление напряженности между Севером и Югом; реальное осуществление многостороннего сотрудничества и обмена между Севером и Югом; созыв Великого национального собрания, представляющего все общественные организации Севера и Юга; введение конфедерации Севера и Юга под единым государственным названием; вступление страны в ООН под единым государственным названием.
В январе 1930 г. КНДР призвала провести консультативное совещание и многосторонние переговоры между политическими и общественными организациями Севера и Юга, а также организовать встречу глав правительств. Однако в условиях, когда новый проамериканский режим генерала Чон Ду Хвана развернул кампанию массовых репрессий против оппозиционных сил Юга полуострова, выступающих за демократические преобразования, Пхеньян был вынужден прекратить контакты с сеульским режимом.
Состоявшийся в октябре 1990 г. VI съезд Трудовой партии Кореи вновь выступил с предложением о создании конфедерации Севера и Юга Кореи, изложил программу деятельности объединенного корейского государства под названием "Конфедеративная Демократическая Республика Коре" (Коре - название государства, образовавшегося в X веке. От него и произошло современное европейское наименование Кореи).
Структура государственного управления в конфедеративной республике, по мнению Пхеньяна, обеспечивала бы сохранение на Севере и на Юге существующих общественно- политических систем. Единое национальное правительство решало бы общекорейские вопросы в области внешней политики, экономики, культуры и т. д.
Естественно, в этом вопросе есть много неясных моментов, так как история не знает примера существования подобного государственного образования. Поэтому пока весьма трудно представить себе возможные пути его формирования и деятельности.
НОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ КНДР
В январе 1984 г. КНДР предложила провести трехсторонние переговоры. между КНДР, США и Южной Кореей, с тем чтобы рассмотреть вопросы о заключении корейско-американского мирного соглашения (вместо соглашения о перемирии 1953 г.) и о выводе войск США из Южной Кореи. Ведь нельзя не учитывать, что в Южной Корее находится 40-тысячная армия США, оснащенная тактическим ядерным оружием. Пентагоновские стратеги превратили Юг Корейского полуострова в целый комплекс американских ядерных баз. Сеульское правительство фактически не имеет права командования собственной армией, поскольку объединенными вооруженными силами США и Южной Кореи командует американский генерал.
В ответ на новую инициативу КНДР Соединенные Штаты, пытаясь уйти от обсуждения вопроса о выводе своих войск, предложили двустороннюю встречу представителей Севера и Юга Кореи, хотя идея трехсторонних переговоров ранее высказывалась самим Вашингтоном. Такую же позицию занял и Сеул.
Благодаря настойчивым усилиям КНДР контакты двух сторон наконец возобновились. В ноябре 1984 г. между КНДР и Южной Кореей впервые состоялись переговоры по экономическим вопросам. Стороны высказались за развитие торговли и экономического сотрудничества, за создание постоянной двусторонней комиссии.
В 1985 г. Пхеньян обратился к Сеулу с предложением начать переговоры между Верховным народным собранием КНДР и "национальным собранием" Южной Кореи. Представители КНДР подчеркнули, что переговоры должны способствовать достижению объединения Кореи.
КНДР стремится начать переговоры и с США. Пхеньян обратился к Вашингтону с предложением о выводе американских войск и ядерного оружия из Южной Кореи и о превращении Корейского полуострова в безъядерную зону. Проявляя добрую волю и демонстрируя искреннее желание добиться разрядки взрывоопасной атмосферы на полуострове, КНДР в одностороннем порядке решила не проводить с 1 февраля с. г. крупные военные маневры на своей территории. Но Вашингтон и Сеул ответили на это тем, что вновь решили развернуть крупномасштабные совместные маневры "Тим спирит-86". Это - вызов миролюбивой политике КНДР.
США и сеульский режим отказались принять и новое мирное предложение КНДР - о проведении переговоров с участием министра народных вооруженных сил КНДР, главнокомандующего вооруженными силами ООН в Южной Корее и министра обороны Южной Кореи.
Принципиально иную позицию в "корейском вопросе" занимают Советский Союз, другие социалистические страны. СССР вновь и вновь подтверждает свою солидарность с курсом КНДР, направленным на вывод американских войск из Южной Кореи, создание безъядерной зоны на Корейском полуострове и объединение страны на мирной демократической основе без вмешательства извне.
На торжественном собрании во Владивостоке М. С. Горбачев сказал: "Есть возможность не только снять опасную напряженность на Корейском полуострове, но и начать движение по пути решения национальной проблемы всего корейского народа. Если исходить из действительно корейских интересов, нет разумных причин уходить от серьезного диалога, который предлагает КНДР".
Смотрите также:
- Согласно международным соглашениям Тайвань должен принадлежать Китаю. "Проблема Тайваня" ждет решения →
- ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКИ. Дело "Вашингтон против ЮНЕСКО" →
- АЛЬТЕРНАТИВА ВОЙНЕ. АМЕРИКАНЦЫ В ПОХОДЕ ЗА МИР →