О перспективах развития советской космической техники наш корреспондент И. Попадьин беседует с начальником Главкосмоса СССР А. И. ДУНАЕВЫМ.
КОРР. Александр Иванович! Наших читателей интересует вопрос: для каких целей был создан Главкосмос СССР и каковы его задачи?
ДУНАЕВ. Прежде всего нужно сказать, что создание Главкосмоса СССР определили внутренние потребности нашей страны по координированию работ, связанных с практическим использованием космического пространства.
С началом развития космонавтики в основном решались научно-технические задачи. Отрабатывалась техника полетов, испытывались узлы и детали, вырабатывалась методика научных исследований в космосе, и этот путь был оправдан. Но очень скоро многие министерства, ведомства и НИИ, занятые исключительно земными проблемами, стали проявлять интерес к космическим исследованиям. От них начали поступать разного рода заявки, и возникла потребность в четкой оценке имеющихся возможностей ракетно-космической техники.
Иными словами, появилась новая отрасль народного хозяйства - космонавтика.
Кроме координационных функций, мы оказываем услуги в области космической техники и технологии, запуске космических аппаратов, производстве материалов и медицинских препаратов, аренде каналов связи, дистанционном зондировании Земли и т. д.
КОРР. Что вы можете сказать о надежности нашей ракетно-космической техники?
ДУНАЕВ. Наша ракетно-космическая техника вполне надежна. Статистика говорит о том, что, например, из 102 запусков ракет типа "Протон" было только семь неудачных.
КОРР. Какова отдача космических исследований для народного хозяйства сегодня?
ДУНАЕВ. В наши дни многие сотни организаций только в СССР проявляют интерес к получению информации из космоса. Да и можно ли обойтись сегодня без него? Как, например, связаться с трансатлантическим лайнером в считанные секунды без спутниковой связи? Если вам приходилось разговаривать из Москвы с Магаданом, то знаете, что качество связи лучше, чем при внутригородских телефонных переговорах. Важная задача - оперативная передача газетных полос, технической и другой документации в отдаленные районы страны. Передача информации на любые расстояния является эффективным средством совершенствования экономики нашей страны.
Искусственные спутники Земли способствуют существенному повышению точности навигационных измерений, экономичности и безопасности мореплавания. Об эффективном применении спутников можно вспомнить на примере точного выведения советского атомохода "Арктика" к Северному полюсу в 1977 г., а также своевременного оказания помощи в 1985 г. советскому научно-экспедиционному судну "Михаил Сомов", попавшему в ледовый плен у берегов Антарктиды.
Или возьмем медицину. Космос для нее - это получение сверхчистых препаратов, изготовление которых на Земле просто невозможно.
Космос дал возможность пристальнее взглянуть и на города, где мы живем. Уже сейчас в мире более 150 городов-миллионеров, в которых обитает каждый шестой житель планеты. Часто из космоса видны на Земле черные туманы - это не что иное, как смог, поднявшийся над городом и спрятавший его за своей завесой. Такие "шапки" имеют большинство городов стран Западной Европы, США, Японии. Антропогенная деятельность приобрела невиданный размах - природа отступает перед натиском города. Изучая космические снимки городов и городских агломераций, ученые пришли к выводу, что нужны меры по интенсивным градостроительным поискам. Необходимо "вписать" город в окружающую нас среду и определять экологически оправданные направления его роста.
Вообще, трудно назвать какое-либо другое направление науки и техники, которое так быстро начало бы оказывать влияние практически на все отрасли народного хозяйства, как космонавтика. Именно космос для народного хозяйства открыл новые горизонты, которых раньше у нас не было. Нужно только умело этим пользоваться. Эта задача сегодня стоит на повестке дня.
КОРР. Каков завтрашний день Главкосмоса?
ДУНАЕВ. Главкосмос должен вырасти - и я в это верю - в эффективный координирующий центр, способный решать доселе не решенные задачи научно-технического прогресса. Мы должны стать мощным банком данных для нашей экономики. Будем и дальше продолжать развивать взаимодействие с нашими министерствами, ведомствами, организациями в области использования космической техники для нужд народного хозяйства и научных исследований. Продолжим работы по международному сотрудничеству, в том числе и на коммерческой основе.
КОРР. Заинтересованы ли западные организации и фирмы наших космических исследованиях?
ДУНАЕВ. Конечно. Только бывает так, что дальше "заинтересованности" дело с их стороны не идет. На это есть определенные причины, не зависящие от нашей стороны.
Мы также готовы оказывать услуги в предоставлении некоторой информации как государствам, так и частным организациям.
КОРР. Что вы имеете в виду?
ДУНАЕВ. Мы готовы на взаимовыгодных условиях обмениваться космической информацией. Например, данными дистанционного зондирования Земли, исследованиями наших ученых и специалистов во многих областях науки и техники, проведенными в условиях космического пространства.
КОРР. Есть ли сходство между Главкосмосом СССР и НАСА США?
ДУНАЕВ. Только в части экономических программ и получения научных данных. Наша организация не занимается вопросами использования космического пространства в военных целях. На военные программы мы не работаем, чего нельзя сказать о НАСА, в чьи дела активно вторгается политика, зачастую оттесняя научные задачи на задний план.
В НАСА сосредоточены как гражданские, так и военные космические исследования, организуемые правительством США. Они вносят существенный вклад в военный потенциал страны. Министерство обороны является основным потребителем ряда крупных разработок НАСА, в том числе его главного детища - космического корабля многоразового использования "Шаттл".
КОРР. Александр Иванович, на одной из пресс-конференций в пресс-центре МИД СССР вы сказали, что в СССР ведутся работы по созданию корабля многоразового использования.
ДУНАЕВ. Да, действительно, мы ведем разработки транспортной системы многоразового использования. Но при этом мы не приносим в жертву надежные и хорошо себя зарекомендовавшие ракеты-носители, которые останутся и будут использоваться в дальнейшем для транспортировки грузов в космос.
Кстати, и американские специалисты пришли к выводу о том, что необходимость использования ракет одноразового использования пока что не отпала.
О нашей транспортной многоразовой системе можно сказать, что делается она несколько иначе и с учетом тех ошибок, которые были допущены американцами. Например, далеко не все составные элементы кораблей типа "Атлантис", "Чэлленджер", "Колумбия" являются многоразовыми, как может показаться на первый взгляд. Корабль, взлетающий повторно, совсем не тот, что вернулся из первого рейса. Перед последующим стартом американским специалистам приходилось полностью заменять многие узлы и детали. По существу, их даже не ремонтировали, а собирали заново из вновь изготовленных или частично восстановленных частей.
Как руководство НАСА, так и правительство США извлекали из успешных полетов "Шаттла" максимум возможного в пропагандистском плане. Каждый полет преподносился как национальное достижение, как событие мирового масштаба, демонстрирующее возможности американской науки и техники, доказывающее миру лидерство США и их превосходство в освоении космического пространства. Все средства массовой информации Запада были заполнены красочными снимками и рекламными приложениями. Тем самым у общественности США, да и других стран складывалось впечатление очередного "прорыва в космос". И разумеется, это создавало благоприятную обстановку для проталкивания идей использования космического пространства в военных целях и развертывания "стратегической оборонной инициативы" президента Рейгана, программы "звездных войн".
Но что же такое космическая техника? Это могут быть ракета-носитель, космический аппарат, различные буксиры для работы в космосе и т. п.
Так вот, над многоразовостью использования этих элементов мы и работаем. Работаем над многоразовостью и той системы, которая возвращается из космоса. Именно эти многоразовые элементы должны нам в скором времени дать возможность построить хорошую "систему" будущего. Наша "система" должна быть эффективной и рентабельной для исследований космического пространства в мирных целях. Именно в этом мы видим успех нашего предприятия.
КОРР. В одной из передач "радиоголосов" говорилось о том, что коммерческий космический спутник заснял территорию Байконура, на которой видна новая взлетно-посадочная полоса. Делается вывод, что скоро будет старт советской космической многоразовой системы.
ДУНАЕВ. Да, старты наших транспортных космических систем будут. На Байконуре есть не одна, а несколько взлетно-посадочных полос, и мы на них можем сажать все что угодно. Можем принять и их "Шаттл".
КОРР. Александр Иванович, подписаны ли контракты на запуски спутников с другими странами?
ДУНАЕВ. На сегодня заключен контракт с Индией. Проведен ряд взаимовыгодных переговоров с международными организациями и фирмами, такими, как "Инмарсат", "Интелсат", ЕКА (Европейское космическое агентство), с которыми мы договаривались относительно использования нашей техники и космических технологий. Но на нашем пути есть одно существенное препятствие, о котором следует сказать.
В США принят дискриминационный закон, согласно которому на территорию СССР запрещен ввоз компонентов космической техники, изготовленных в США. А такие компоненты обязательно присутствуют практически во всех объектах, предназначенных для выведения в космос наших потенциальных партнеров, хотя мы даем полные гарантии их сохранности при транспортировке на территории СССР. Но препоны остаются, несмотря на обращение в госдепартамент США наших возможных заказчиков.
Думаю, что этот вопрос в скором времени разрешится сам собой.
Вообще, для решения крупных задач в области космоса необходимы совместные усилия стран. И сегодня ни одно государство в мире, каким бы огромным экономическим, научно - техническим потенциалом оно ни располагало, не в состоянии охватить все перспективные области космических исследований. Будущее - за космической кооперацией.