Примерное время чтения: 8 минут
142

ТЕМУ ПОДСКАЗАЛ ЧИТАТЕЛЬ. Освоение космоса. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОВЕТСКОЙ ПРОГРАММЫ

ОДНАЖДЫ в Центре управления полетами я спросил у одного из создателей нашей космической техники, летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза К. П. Феоктистова, каким он видит дальнейшее развитие наших орбитальных пилотируемых станций. Константин Петрович стал говорить о системах, которые, с его точки зрения, нуждаются в совершенствовании, о расширении энергетических возможностей станции...

- Вероятно, стоит вопрос об увеличении ее размеров? - поинтересовался я.

В ответ услышал:

- А зачем?

- То есть как "зачем"? Это же новые возможности!..

- Какие? Назовите, докажите их актуальность и то, что в станции существующих размеров они принципиально нереализуемы, и я первый пойду требовать средства на разработку новой техники. Дело ведь здесь не в каких-то конструктивных сложностях, а в том, что это связано с ростом капиталовложений. Техника создается для решения конкретных задач!

Советские специалисты на примерах подтвердили, что именно по этому пути идет развитие нашей космонавтики.

ОТ ПИЛОТИРУЕМЫХ КОРАБЛЕЙ - К ОРБИТАЛЬНЫМ СТАНЦИЯМ И КОМПЛЕКСАМ

Новым шагом в развитии пилотируемой космонавтики вслед за "Востоками", "Восходами" и "Союзами" явилось создание орбитальной станции "Салют". Давайте обратимся к тем задачам, которые вызвали к жизни саму идею станции.

Напомню, что как раз в то время США энергично готовились к пилотируемому штурму Луны. Нисколько не умаляя значения человеческого подвига лунных первопроходцев, хочу обратить внимание, что эта программа не только не получила дальнейшего развития, но и не могла его получить на той материальной базе, которая была создана для штурма Луны. Даже сегодня не пришло еще время регулярных рейсов на Луну, доставки туда грузов, создания условий для длительного пребывания и работы там людей. Что же касается изучения Луны и других планет, то практика убедительно показала, что на нынешнем этапе с этим эффективно справляются автоматы.

Иное дело - околоземный космос. Здесь как очередные определились задачи, решение которых не только технически достижимо, но и практически целесообразно. Это, во-первых, изучение Земли и Океана в разумной кооперации с автоматами (спутниками серии "Метеор" и др.). Это, во-вторых, получение новых, недоступных земной технологии с точки зрения уникальности свойств материалов. Наконец, в-третьих, это реализация принципиально новых возможностей внеатмосферной астрономии и астрофизики, активные медико-биологические эксперименты, испытание новой космической техники.

"КОСМИЧЕСКИЙ ЧЕЛНОК": ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

И все-таки почему именно орбитальные станции? Вопрос далеко не праздный. Ведь, скажем, в США создан и эксплуатируется многоразовый транспортный космический корабль, объем отсеков которого позволяет в принципе обеспечить выполнение всех тех экспериментов, которые проводятся на наших "Салютах". Почему мы не пошли по этому пути?

Дело в том, что, создавая систему "Шаттл", проектировщики и конструкторы преследовали в самом общем плане цель полного и эффективного ее использования, но решать эту задачу можно по- разному, в зависимости от того, что хотят от техники получить. Если иметь в виду милитаристские планы использования системы "Шаттл", которые, к сожалению, объявлены главной целью ее эксплуатации, то не может быть и речи о подлинной эффективности космической техники, т. к. здесь напрочь отбрасываются интересы трезвомыслящих людей. Но если попытаться посмотреть на многоразовую транспортную систему с точки зрения возможностей ее использования для научных и практических целей в интересах человечества, то на сегодня это лишь один из вариантов решения проблемы со своими преимуществами и ограничениями.

ДОСТОИНСТВА КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Рассматривая с тех же позиций созданный у нас на базе станции "Салют" орбитальный космический комплекс, можно сказать, что место станции определяется здесь достаточно аргументированно. "Салют" - наиболее дорогое, наиболее сложное звено комплекса - задуман и реализован как орбитальный блок, способный к непрерывной работе до полного исчерпания невозобновляемого ресурса. Причем этот срок непрерывно возрастает. Так, если "Салют-1" работал на орбите немногим больше года, то станция нового поколения - "Салют-6" - была в рабочем состоянии около пяти лет!

Вопрос пополнения ресурса в принципе и есть один из главных вопросов полного использования техники. В отличие от кораблей многоразовой системы, которым для этого надо каждый раз возвращаться на Землю, орбитальный комплекс пополняет ресурс, не прерывая полета, - с помощью одноразовых грузовых транспортных кораблей. Прежде эту роль выполняли корабли серии "Прогресс", а недавно к ним прибавился новый космический "грузовик" - "Космос-1443", который "привез" багаж на "Салют-7". Этот корабль значительно больше "Прогресса", причем один из его отсеков возвращаемый, и в нем можно доставлять на Землю до полутонны груза.

Эффективное использование орбитального комплекса связано с возможностью доставки на борт станции экипажей, научной и исследовательской аппаратуры, возможностью длительной работы несменяемого экипажа, что позволяет гораздо полнее реализовать приобретаемый в полете опыт.

Достоинство комплекса и в возможности его совершенствования без необходимости полной перестройки всей системы. Наличие стыковочных узлов позволило формировать комплекс на базе станции "Салют-6" с транспортными пилотируемыми кораблями "Союз" и "Союз Т", с грузовыми "Прогрессами", с тяжелым модулем "Космос-1267". Новая станция "Салют-7" тоже способна принимать корабли прежних типов, т. е. обновление главного звена комплекса не потребовало перестройки остальных.

С ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИЧНОСТИ

Естественно, возникает вопрос: а не слишком ли накладна эксплуатация в составе комплекса одноразовых кораблей по сравнению с многоразовой системой?

Во-первых, многоразовых систем в том виде, как это представляется в идеале, пока вообще не существует. Та же система "Шаттл" от одного старта к другому приходит с немалыми неизбежными потерями. Но вопрос тем не менее резонный. Конечно, орбитальный комплекс с многоразовыми транспортные системами - задача, которую предстоит решить, и она будет решена. Однако если смотреть на сегодняшнюю технику с экономической точки зрения, то, как это ни парадоксально, одноразовые транспортные средства в составе комплекса оказываются пока выгоднее, чем если бы па их место любой ценой запланировать корабли с многократным циклом работы.

Во-вторых, нужно соотносить затраты с реальным эффектом, который получается в результате эксплуатации той или иной системы. Скажем, корабль "Прогресс" одним своим рейсом на орбиту продлевает "жизнь" станции - сооружения куда более дорогого, чем он сам, - минимум на два месяца. Чтобы обеспечить возвращение этого корабля на Землю (причем такое возвращение, чтобы корабль можно было снова использовать), необходимо поступиться частью полезного груза - иначе как разместишь спусковое оборудование? А меньше полезного груза - значит, меньше возобновляемого ресурса получит станция, меньше научной аппаратуры получит экипаж.

Конечно, придет время, когда с учетом новой техники и ее возможностей использование многоразовых аппаратов станет рентабельнее, но сегодня, исходя из конкретных задач грузовых кораблей, ответ однозначен - невыгодно!

ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ

Однако это не значит, что проблемой разработки совершенных космических аппаратов многоразового использования не надо заниматься. Другое дело, что создание их всегда будет соотноситься с реальной потребностью и с задачами, которые ее вызовут.

Мечты, проекты, как правило, опережают реальность. Так и должно быть. Но давайте оглянемся: орбитальный комплекс в нынешнем составе тоже сослужил нам добрую службу. С его помощью мы узнали, как долго можно жить в невесомости и как нужно готовиться к встрече с Землей. От экспериментов мы уже сейчас переходим к производству на орбите совершенно уникальных полупроводников. Прекрасные результаты дали первые же эксперименты на биотехнологической установке. Не исключено, что на аптечных упаковках скоро появятся этикетки: "Сделано в космосе".

Орбитальный комплекс позволил нам приступить к широкой международной кооперации в пилотируемом освоении космического пространства в мирных целях. На орбитальных комплексах закладываются основы будущего комфорта космических жилищ, отрабатывается режим труда и отдыха космонавтов, медицинский контроль за их состоянием...

Это сегодня. А завтра? Ближайшее будущее вряд ли сулит какие-то сюрпризы. Задача полного и эффективного использования космической техники будет решаться, как и сейчас, совершенствованием орбитальных комплексов. Создание техники для межпланетных пилотируемых полетов, вероятно, не станет актуальным в ближайшие годы. Непреодолимых проблем здесь нет, но прогнозируемые затраты на подготовку таких полетов с высокой степенью безопасности для экипажей пока слишком велики. Будущая космическая техника - это широкий набор специализированных модулей, т. е. функциональных блоков. Уже на базе кораблей типа "Космос-1443" предполагается создание модулей - лабораторий, цехов, обсерваторий и т. д. Широко будут внедряться межорбитальные космические буксиры.

Дорога в будущее строится из нашего сегодня.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно