Считает наш специальный корреспондент Н. ЗЯТЬКОВ, побывавший в Мексике
МОСКВА открылась взгляду, когда Ленинградское шоссе, ведущее из аэропорта в центр, взбежало на мост. Автобус мчался мимо жилых домов и предприятий... Вот в гуще девятиэтажек возник подсвеченный изнутри универсам. Проезжаем еще магазин, через километр - третий: незатейливые витрины, "ненавязчивая" реклама.
Снова вспоминается ошеломившее нас половодье магазинов, витрин, товаров в Мексике. В бедной Мексике, где на каждого, в том числе еще только родившегося человека, приходится больше тысячи долларов государственного долга.
"Оттого и изобилие, что живет страна в долг", - скажет кто-то. "Внешнее оно, это изобилие, недоступное многим, ведь сами же убеждали в этом в предыдущих статьях" *, - дополнит другой. "Может, уж лучше наша реальность: более равномерная, одинаковая доступность (или недоступность) товаров для всех?" - спросит третий...
Все эти доводы верны по-своему. Можно привести еще несколько и убедить даже самих себя, что все это не очень хорошо и не очень "для нас". Можно. Можно даже забыть, что почти в любой семье есть вещи "оттуда", с Запада. И при всем нашем неприятии капиталистической системы эти конкретные вещи нам никто не навязывал, а скорее наоборот, мы сами за ними охотились, или с помощью "штурма" в очередях, или "хитрым" маневром: пытаясь заменить их своими худшего качества.
Поэтому и заключительный рассказ о мексиканских впечатлениях хотелось бы посвятить тому, что можно использовать в нашей жизни. И не столько в плане конкретного опыта (для этого поездка была слишком кратковременной), сколько в подходе к решению некоторых проблем, как бы взглянув на них оттуда, из-за океана, "из капитализма".
ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
Да, можно отвергать "их" изобилие, но без своего, социалистического, трудно повысить заинтересованность человека в труде, в честном заработке.
И еще. После экскурсий по торговому Мехико утверждаешься в мысли: высококачественные товары у нас должны быть доступны в большей степени тем, кто лучше работает. Если в Мексике современная радио- и видеоаппаратура, автомобили, домашняя обстановка по карману верхушке или в крайнем случае среднему слою, то у нас - лучшим производственникам, инженерам, преподавателям, тем, кто приносит большую пользу обществу и за свой труд получает большую оплату.
Сейчас у нас в стране делаются активные шаги по насыщению рынка товарами. Как же они реализуются, находят путь к покупателю? Надо прямо сказать: с большим трудом. Магазинов мало. Даже сейчас, в условиях дефицита, отсутствия ряда товаров, теснота и скученность налицо. А что же будет, когда товары начнут прибывать?
Исследования социологов показали, что время, затрачиваемое населением нашей страны на приобретение покупок, составляет 65 млрд. человеко-часов в год. (Это более 60 полновесных рабочих смен, "отработанных" в торговых залах трудоспособной частью населения страны!) Сюда еще не входит время на поиск нужного товара. Насколько эта цифра огромна, понимаешь, когда сравниваешь ее с другой: всего 11,6 млрд. человеко- часов (в 6 раз меньше!) тратят все работники торговли, от подсобных рабочих до работников министерств, на покупателей.
За этими цифрами и время, и миллиарды рублей убытков от списанных одежды, обуви, тканей, которые не нашли покупателя. Более чем на 3 млрд. руб. товаров ежегодно не доходит до потребителя.
В Мексике товары выносятся, что называется, под нос покупателю, выставляются в лотках в торговом зале и на тротуаре. Широко распространена ярмарочная торговля. В Мехико только продовольственных рынков - около 300, да более 80 так называемых временных. Это не считая отдельных "точек", где пекут национальные лепешки, обжаривают бананы. На десятках промтоварных рынков ассортимент порой шире, чем в магазинах. Человек, берущийся распродать партию товаров, получает около 10% от выручки. В этом случае указанная цена - нередко лишь отправная точка для торговли. Ведь продавцу известно, когда цена будет убыточной, но он понимает, что порой лучше продать, чем сдать в утиль, т. е. получить меньший убыток.
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ПРОДАВЦА В ПОКУПАТЕЛЕ
Знают такие истины и наши продавцы, по крайней мере товароведы, которых в магазинах, торгах, управлениях, отделах и прочих надторговых учреждениях немало, и они могли бы, чувствуя конъюнктуру, решить, что и за сколько можно продать, а во сколько обойдется государству, обществу транспортировка, хранение, утилизация сырья и человеческого труда, вложенного в ту или иную вещь, если ее вовремя не реализовать.
Но мы все боимся, как бы не было злоупотреблений, финансовых нарушений. Делаем все формально правильно, а нарушения все равно есть.
Всего несколько лет, как мы стали проводить сезонные распродажи уцененных товаров, и кое-кто стал говорить о большом экономическом эффекте от этого мероприятия. А надо бы одновременно вспомнить и об огромном экономическом ущербе, который был нанесен стране тем, что такие распродажи не проводились. Сколько бывало за границей делегаций, в том числе и большого торгового начальства, все видели и не только видели, но наверняка и пользовались так называемыми "сейлами" - распродажей, но у себя внедрять не спешили.
Конечно, лучше всего решать эту проблему улучшением качества товаров и уточнением прогноза потребностей. Но раз уж есть эти товары, их надо максимально реализовать с выгодой для покупателя и общества.
В Мексике постоянно возникал вопрос: как при небольшом числе покупателей, полупустых торговых залах владельцы магазинов и торговые фирмы умудряются существовать? Мексиканцы нам объясняли примерно так: несмотря на резко снизившуюся покупательскую способность в стране, что-то мы все же продаем, а раз продаем - значит, существуем.
Наша торговля продает гораздо больше, а все равно только-только существует. Необходимы расширение торговых площадей**, обновление оборудования... - говорят в Минторге. Все это так, все это делается. Но честное слово, не очень верится, что и в идеальных условиях проснутся и станут более вежливыми наши уважаемые продавцы, что они будут уговаривать и чуть ли не бежать за вами, предлагая свой товар.
Конечно же, не к частнокапиталистической стихии рынка призывает автор, но к скорейшему и более широкому внедрению хозрасчета, бригадного подряда. Только после того, как продавец будет заинтересован в конечном результате труда, он станет дорожить своей работой, сократится многочисленный административно-управленческий персонал, который сейчас в большей степени занят пересчетом цифр, нежели изучением спроса и его удовлетворением.
Возможны и даже раньше, чем в других отраслях, индивидуальная трудовая деятельность и семейный подряд в торговле. Это дало бы возможность смягчить проблемы кадров и торговых площадей. Почему лишь студентам, школьникам, пенсионерам мы доверяем торговать, и лишь пепси-колой в сезон? Снова боимся? Сложную сельскохозяйственную технику, землю мы доверяем семейным звеньям, а товаров на несколько тысяч рублей продавцу-надомнику, продавцу-лоточнику - нет?
ИЗДЕРЖКИ СТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ
Видимо, сказываются стереотипы прошлого: "как бы чего не вышло". Конечно, дело не только в организации торговли, а в укоренившейся во многих из нас пассивности. Порой мы слышим рассуждения по поводу какой-нибудь идеи: "Там давно бы извлекли из этого выгоду..." То есть, видим полезность и нужность какой-то идеи, но не уверены в ее реализации в наших условиях. В Мехико с 3-миллионным парком отнюдь не новых легковых автомобилей нет проблем с ремонтом. Многочисленные мастерские, в которых работает всего по нескольку человек, порой из одной семьи, быстро и качественно делают свое дело.
По возвращении из Мексики смотрел телепередачу о дельтапланеризме. И вот один из ее участников предложил использовать этот вид спорта как развлечение, аттракцион. Хотелось воскликнуть: "Прекрасно!" Но у участников передачи возникло сразу столько "но", в том числе и в плане безопасности, что я засомневался, удастся ли мне когда-либо полетать на дельтаплане.
Здесь вспомнился знаменитый аттракцион, которым завлекают туристов в курортный город Акапулько. Любой желающий (за существенную плату, разумеется) надевает уже раскрытый парашют, пристегивается длинным тросом к буксировочному катеру и после небольшого инструктажа взмывает над заливом. Пролетев таким образом несколько сот метров, он приземляется на небольшую площадку здесь же, на пляже. Я поинтересовался у организаторов аттракциона: бывали ли несчастные случаи? "Нет, - ответили они. - Мы в этом заинтересованы не меньше тех, кто летает".
Стандартность нашего мышления и поведения порой настолько велика, что проходишь мимо простых решений. Как-то мой шестилетний сынишка одно из своих тысяч "почему" сформулировал так: "А почему электрички в метро ездят железными колесами по железным рельсам и сильно грохочут?" - "А что ты предлагаешь?" - спросил я. "Ну, можно сделать колеса резиновыми, как у троллейбуса..." И здесь я стал объяснять и доказывать, что это невозможно.
Каково же было мое изумление, когда в Мехико я увидел метропоезда... на резиновом ходу. Бесшумные, плавные симпатичные поезда, правда, такие же переполненные, как и у нас в час пик.
Не призываю срочно "переобуть" метрополитен. Но задуматься все же стоит. Хотя бы над тем фактом, что подземка в Мехико была спроектирована и построена тогда, когда в нашей стране метро еще не было. А может, стоило тогда воспользоваться интересным опытом?
Завершить эти заметки хотелось примером из мексиканской политической жизни. Во время поездки приходилось наблюдать, как по телевидению в прямой трансляции шли заседания парламента, как отчитывались и отвечали на острые вопросы депутатов министры. И у меня возник вопрос: если буржуазная демократия не боится показать процессы функционирования своих институтов, то чего же боимся мы?
Боимся показать пассивность некоторых депутатов? Но если такие и есть, пусть избиратели их увидят в деле и при желании заменят. Показать, как работает Советская власть: постоянные комиссии, депутаты на приемах, как проходят сессии Советов всех уровней, как функционируют Советы Министров и другие органы, - значит еще сильнее приобщить всех нас к делам государства, вызвать поток предложений, поднять в конечном счете активность. А то ведь складывается парадоксальная ситуация: мы знаем больше и подробнее о том, как работает Генеральный секретарь ЦК КПСС, чем о том, как на местах и в центре функционируют многие депутаты, Советы.
И все-таки в конечном счете мне кажется, что дело здесь не в боязни, а опять-таки в стереотипе мышления. Что ж, стереотипы сегодня приходится ломать.
ПОСТСКРИПТУМ.
Не сгустил ли автор краски в освещении проблем нашей торговли? Насколько приемлем для нее чужой опыт, реальны ли те предложения, с которыми выступает журналист? А может быть, в Министерстве торговли СССР уже существует конкретная программа разрешения тех проблем, с которыми повседневно сталкивается покупатель, и мы "ломимся" в открытую дверь?
Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, редакция подготовленную к публикации статью направила в Министерство торговли СССР с просьбой прокомментировать ее. Ответ из министерства приводится рядом.
___
*См. "АиФ" NN 9, 12 1987 г.
**Об уровне нашей оснащенности в этом плане свидетельствуют такие цифры: численность населения в среднем на одно предприятие розничной торговли составляет в США 165 человек (по данным 1982 г.), ГДР - 163 (1984 г.), Мексике - около 160 (по оценочным данным), СССР - 393 человека.
Смотрите также:
- На покупку товаров в продовольственном магазине клайпедчане тратят в среднем не более 4 минут. Как торгуют в Клайпеде →
- ЧИТАТЕЛЬ СОВЕТУЕТ. Магазин... для бедных →
- ДОВОДЫ ЧИТАТЕЛЕЙ (29.05.1987) →