С корреспондентом "АиФ" К. Константиновым беседует первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям А. КАЧАНОВ.
КОРР. Александр Иванович, в письмах наших читателей встречаются просьбы рассказать о деятельности Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям. Какие задачи решает ГКЭС?
А, К. На нас возложено решение всех вопросов, связанных со строительством народнохозяйственных объектов за рубежом, а с недавних пор и со строительством с участием зарубежных фирм различных объектов на территории нашей страны.
На сегодня Советский Союз имеет соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве с 84 странами. По линии ГКЭС оказывалось и оказывается содействие в строительстве за границей более 5 тыс. предприятий, причем 3 300 из них уже введены в эксплуатацию. Отмечу, что среди введенных в основном крупные промышленные объекты, способные, например, обеспечить годовое производство 48 млн. т стали, переработку 62 и добычу 68 млн. т нефти; мощность электростанций составляет около 60 млн. кВт.
КОРР. Действительно, цифры впечатляют. Но 84 страны - не ведет ли это к определенному распылению сил? Известен опыт ряда капиталистических стран, например, Швеции, которая оказывает содействие ограниченному, строго определенному числу государств.
А. К. Здесь проводить прямые аналогии с капиталистическими странами не следует. Наша страна строит сотрудничество на взаимовыгодной основе, но преследует и другую цель - оказать и социалистическим, и развивающимся странам помощь в создании национальных экономик, в подготовке кадров, в решении других вопросов. Просьбы к нам бывают самые неожиданные, и мы совместно выбираем объекты, которые смогли бы внести реальный вклад в укрепление экономик стран - наших партнеров, и вместе с тем, выгодные и для нас.
При этом учтите, что льготные условия и кредиты мы предоставляем меньшему числу стран. Здесь выбор партнера, действительно, носит селективный характер. А на обычной коммерческой основе мы готовы сотрудничать и с большим числом стран.
КОРР. В связи с этим хотелось бы задать вопрос, навеянный достаточно многочисленной читательской почтой. Судя по ней, существует стойкое убеждение в том, что такое сотрудничество - это улица с односторонним движением, оно невыгодно для нас, а ГКЭС - не что иное, как своего рода "благотворительное учреждение". Как дело обстоит в действительности?
А. К. Повторюсь: наша помощь эффективна для зарубежных стран, но отнюдь не носит благотворительный характер. Торгово-экономические отношения между странами вообще не могут динамично развиваться, если не основываются на принципе взаимной выгоды.
Казалось бы, действительно, СССР не участвует в прибылях построенных при его содействии предприятий, не домогается каких-либо экономических и иных привилегий и концессий. Поставка машин и оборудования осуществляется в значительной части в счет долгосрочных кредитов, предоставляемых под низкий процент годовых, - он, как правило, был в последние годы в три раза ниже среднего процента по кредитам капиталистических государств. Кредитование снижает реальную эффективность экспорта, так как значительный разрыв во времени между предоставлением кредита и возвратом этих средств оценивается экономистами, как потеря части эффекта, которая не компенсируется уплатой процентов.
В чем же тогда заключается взаимная выгода для нас? Прежде всего, в закупках за рубежом за счет платежей иностранных заказчиков товаров, производство которых внутри страны обошлось бы дороже или потребовало больших затрат времени.
Возьмем такой пример, как строительство Асуанского гидроэнергетического комплекса. Общеизвестно, какое большое значение имело его сооружение для Египта. Теперь, когда уже полностью завершены все платежи по советским кредитам, определена его народнохозяйственная эффективность и для нашей страны. Расчеты показали, что за счет импорта египетских товаров народному хозяйству СССР были полностью возвращены все произведенные им затраты и компенсированы потери, связанные с более поздним получением платежей.
К настоящему времени уже полностью возвращены целевые советские кредиты на строительство первой очереди Бхилайского металлургического завода, нефтеперерабатывающего завода Барауни и машиностроительных предприятий в Индии, Евфратского гидрокомплекса в Сирии, а также на сооружение 1-й очереди Исфаханского металлургического завода, газопровода в Иране, бокситодобывающего комплекса в Гвинее и ряда других объектов. К началу 1987 г. погашено 95% кредитов на строительство металлургических заводов в Алжире.
КОРР. Как мы выглядим на рынках развивающихся стран рядом с конкурентами из развитых капиталистических государств?
А. К. Могу сказать, что весь тридцатилетний опыт нашего сотрудничества убедительно свидетельствует об ошибочности созданной западными пропагандистами "теории"
о том, что современную промышленную технологию якобы можно получить только на Западе. При содействии СССР во многих странах, в том числе и некоторых развитых капиталистических, созданы и создаются высокоэффективные и рентабельные промышленные предприятия, построенные по советским проектам и оснащенные советским оборудованием.
Примером может служить хотя бы созданный с помощью Советского Союза металлургический завод в Бхилаи в Индии, технико-экономические показатели которого гораздо выше, чем у аналогичных заводов, построенных в тот же период в Индии с участием английских и западногерманских фирм.
Высокий международный авторитет завоевала советская школа в области гидроэнергетики, геологии, подготовки рабочих кадров. Достаточно сказать, что большинство крупнейших проектов в гидроэнергетике, разрабатываемых за рубежом, в том числе и на Западе, консультирует наш Гидропроект.
КОРР. Но, наверное, не все обстоит так благополучно?
А. К. Конечно, проблемы есть, и большие. Было бы неправильным отрицать наличие отставания в ряде отраслей от американской, японской и западногерманской технологий.
Для повышения конкурентоспособности отечественного оборудования на международном рынке нам зачастую приходится доукомплектовывать его реэкспортным оборудованием из третьих стран, что ведет к недополучению значительных валютных средств.
В последний период принимаются активные меры по повышению технического уровня всех видов оборудования, качества его изготовления, сокращению сроков разработки проектной документации и мобилизационного периода при сооружении объектов за рубежом силами советских строительно-монтажных организаций, т. е. по преодолению тех самых узких мест, из-за которых сдерживалось расширение взаимовыгодного сотрудничества.
Это позволит советским внешнеторговым организациям даже в условиях резко ужесточившейся конкурентной обстановки результативно участвовать в международных торгах на рынках комплектного оборудования.
КОРР. Александр Иванович, каким образом решаются в ГКЭС вопросы улучшения кадрового состава?
А. К. Да, кадровые вопросы перед нами стояли и стоят. Мы провели реорганизацию центрального аппарата, сократили его численность на 30% - и это при увеличении объема работы: как я уже говорил, добавились вопросы, связанные со строительством с участием инофирм объектов на территории СССР.
Большая проблемы - это повышение уровня экономических знаний. Их у ряда работников пока недостаточно, особенно в условиях усиления роли экономических методов управления, перевода наших объединений на хозрасчет и самофинансирование. В самом комитете мы налаживаем экономический всеобуч. Стараемся улучшить подготовку кадров через систему Академии внешней торговли.
КОРР. Но был, наверное, и процесс очищения от случайных людей?
А. К. Конечно, при совершенствовании аппарата мы, естественно, освобождаемся от людей случайных или тех, кто в силу недостаточной работы над собой отстал от требований жизни.
Мы стараемся внедрять более демократичные принципы подбора кадров. Сейчас, например, при назначении руководящих работников обязательно учитываем мнение трудового коллектива. Оно высказывается открыто, на собраниях.
КОРР. По линии ГКЭС за границей работают десятки тысяч советских людей. Существует мнение, что работа за рубежом оплачивается слишком высоко, хотя особых оснований для повышенной оплаты труда нет.
А. К. Так могут утверждать люди, не знакомые с теми условиям, в которых зачастую работают наши специалисты. Без всякого преувеличения могу утверждать, что во многих случаях они находятся в экстремальной ситуации. Даже без учета повышенной производственной нагрузки, следует отметить, что работа за рубежом связана с серьезными социальными, а также бытовыми неудобствами и трудностями.
Во многих странах ощущается нехватка даже питьевой воды, качество ее не соответствует нашим нормам. В ряде стран очень тяжелые климатические условия.
Например, на Кубе или во Вьетнаме влажность нередко достигает 95 - 100% при температуре более 35°. Время от времени в ряде стран возникают различные эпидемии, несвойственные нашей стране; как, например, недавние вспышки холеры в Анголе и Гвинее.
В некоторых странах специфические особенности работы отдельных категорий специалистов, особенно врачей, преподавателей, геологов, работников сельского хозяйства, заставляют их длительное время проживать в условиях оторванности от основных мест расположения советских коллективов на сотни километров, в жилищах, практически лишенных элементарных удобств.
Трудности при пребывании за границей проявляются и в таких вопросах, как отсутствие привычной для советского человека информированности о событиях за рубежом и в СССР, так как советские газеты во многие страны прибывают с задержкой и нерегулярно, а передачи советского радио в связи со значительной удаленностью не принимаются.
Существует и языковой барьер, лишающий или резко ограничивающий возможности также привычного для советского человека культурного досуга, что, кстати говоря, создает трудности в некоторых случаях и при проведении воспитательной работы среди детей специалистов.
В ряде стран работа связана даже и с определенным риском для жизни специалистов и членов их семей. Можно назвать такие страны, как Афганистан, Мозамбик, Никарагуа, Кампучия и некоторые другие. В Ираке и в Иране специалисты работают в условиях военных действий. В Мозамбике, например, группа советских геологов была захвачена бандитами. Для их освобождения потребовались большие усилия наших организаций и местных властей.
Во время известных событий в Южном Йемене в январе 1986 г. необходимо было срочно эвакуировать 1000 наших специалистов. Люди с детьми на руках шли зачастую по горло в воде к шлюпкам, которые доставляли их затем на теплоход. Кстати, наш советник по экономическим вопросам был награжден орденом за умелую организацию работы в этих сложных условиях.
КОРР. Да, прогулкой по Ницце это не назовешь. А как определяется размер заработной платы специалистов?
А. К. Базовая заработная плата советских специалистов за рубежом определяется на основе расчета стоимости продуктов и предметов первой необходимости, а также бытовых услуг по розничным ценам страны пребывания. Надо сказать, что значительная часть зарплаты тратится специалистами на продукты питания, цена которых обычно значительно выше стоимости соответствующих продуктов в СССР.
Добавлю, что условия оплаты труда советских специалистов за рубежом не предусматривают выплаты каких-либо надбавок за вредные условия труда, работу в полевых условиях и т. д. Все это в определенной мере компенсируется более высоким основным окладом.
КОРР. Александр Иванович, в заключение несколько слов о себе. Ваш трудовой путь?
А. К. Долгие годы был на партийной работе, работал секретарем Краснодарского краевого комитета КПСС, затем несколько лет был советником по экономическим вопросам в Монголии, потом на Кубе.
Смотрите также:
- ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Миллиард хозяйственных связей: как их учесть и спланировать →
- ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Ускорение - ключ к прогрессу →
- МИР СОЦИАЛИЗМА. СЭВ: стратегия на восьмидесятые →