Круглый стол "АиФ". В странах-членах СЭВ открыто 60 фирменных магазинов братских стран. СЭВ: сотрудничество против дефицита

   
   

За круглым столом "АиФ" беседуют советник Секретариата СЭВ кандидат экономических наук Э. ШЕЙНИН, старшие научные сотрудники Института экономики мировой социалистической системы АН СССР кандидаты экономических наук Г. МАЗАНОВ и С. ПЕТУХОВА, а также корреспондент Болгарского телеграфного агентства в Москве В. НАЙДЕНОВ.

"Круглый стол" открыл главный редактор "АиФ" В. СТАРКОВ. Он сказал, что одной из важнейших задач экономического и научно-технического сотрудничества стран-членов СЭВ является, как сказано в Уставе СЭВ, повышение уровня благосостояния и качества жизни граждан, в том числе существенного улучшения условий их труда и быта. Тем не менее, как свидетельствуют письма в "АиФ", большинство наших читателей считают, что этот процесс идет не так быстро и эффективно, как им того хотелось бы. Так, люди пишут, что на прилавках магазинов до сих пор нет в достаточном количестве и ассортименте товаров первой необходимости, в том числе и из стран - членов СЭВ. А порой они и вовсе исчезают, как это было, например, с зубной пастой. А ведь этот товар мы традиционно в больших количествах получаем из братских стран. Что можно сказать на этот счет?

ДЕФИЦИТ ИЗМЕНИЛСЯ, НО ОСТАЛСЯ

ШЕЙНИН. В Уставе СЭВ одна из основных задач действительно сформулирована именно так, как было только что сказано. Вместе с тем я хотел бы обратить внимание на то, что СЭВ, как международная экономическая организация, занимается разработкой преимущественно стратегических направлений сотрудничества. Органы Совета готовят рекомендации относительно совместного решения таких проблем, как развитие машиностроения, электроники, химической промышленности, транспорта, топливно- энергетических комплексов и других отраслей экономики, на первый взгляд не имеющих прямого отношения к бытовым нуждам людей. И то, что именно эта сфера материального производства выбрана партнерами в качестве приоритетной, вне всякого сомнения, играет огромную роль в упрочении их промышленного и научно-технического потенциала. Хочу также подчеркнуть, что подобный подход к делу, в свою очередь, создает условия для решения социальных вопросов.

Конкретные же проблемы, связанные с насыщением рынков братских стран потребительскими товарами, той же зубной пастой например, решаются странами- партнерами, как правило, на двусторонней основе через каналы взаимной торговли. Видимо, поэтому для значительной части населения стран-членов СЭВ социалистическая экономическая интеграция является чем-то абстрактным, не затрагивающим их непосредственные интересы.

ПЕТУХОВА. Действительно, на рынке стран-членов СЭВ пока не хватает высококачественных товаров разнообразного ассортимента. Порой поставки некоторых товаров, пользующихся повышенным спросом на рынках наших стран, временно сокращаются. Тем не менее за последние десятилетия количество взаимопоставляемых товаров народного потребления на рынке стран-членов СЭВ значительно возросло. Так, например, около 80% всего советского импорта товаров этой группы приходится на поставки из стран-партнеров. Изделия из этих государств составляют около 20% розничного товарооборота СССР. Это уже довольно высокий показатель.

НАЙДЕНОВ. Но почему же тогда на наших таможнях то и дело возникают ситуации подобные той, которую я наблюдал в аэропорту "Шереметьево"? У группы туристов одной из социалистических стран была изъята партия полотенец, которые они пытались беспошлинно провести в СССР.

Разумеется, действия таможенников были законными. Однако тут есть над чем задуматься. Ведь фактически эти люди вместо наших торговых организаций взяли на себя труд устранить "в меру своих сил" дефицит на рынке Советского Союза. Конечно, не безвозмездно.

МАЗАНОВ. Проблема дефицита, которую мы сейчас затронули, имеет глубокие корни. Они нисходят еще к начальному периоду экономического сотрудничества стран-членов СЭВ, когда дефицит товаров как в отдельных странах, так и, естественно, в их взаимной торговле, был абсолютным. В те послевоенные годы потребитель брал все, что предлагалось.

По мере развития экономик социалистических стран положение менялось. И в последние десятилетия дефицит товаров носит уже относительный характер: сегодня на рынок поставляется громадная масса разнообразных товаров, порой их количество превосходит обоснованные объемы, однако тех, которые нужны потребителю, нет.

"АиФ". Но что же мешает нам торговать качественными, нужными людям товарами? Не то ли, например, обстоятельство, что, как спрашивают наши читатели, страны-члены СЭВ зачастую предпочитают продавать высококачественные товары на западном рынке?

О СТЕРЕОТИПАХ, НЭПе И ЧИНОВНИКЕ

ПЕТУХОВА. В какой-то степени это так, что объясняется, в первую очередь, необходимостью выполнять те обязательства, которыми страны-члены СЭВ связывают себя с западными фирмами при покупке оборудования, технологий, сырья.

Среди других причин того, что страны-партнеры иногда поставляют друг другу товары среднего качества, можно назвать сложившийся за долгие годы стереотип экстенсивного сотрудничества: СССР является нетто-экспортером топливно-сырьевых товаров и нетто- импортером готовых изделий. Руководствуясь этой схемой, наши партнеры считают возможным иногда поставлять менее трудоемкие товары, второстепенного значения. Такой узко меркантильный подход является одной из главных причин, тормозящих развитие интеграции в сфере производства и реализации потребительских товаров.

НАЙДЕНОВ. Вряд ли устранение только этих причин поможет решить обсуждаемые нами проблемы. Их решение, как мне представляется, зависит также от того, как скоро страны-члены СЭВ займутся торговлей в истинном ее смысле. Ведь пока мы осуществляем простой товарообмен, в котором деньги не играют определенной роли. Цены на товары мы устанавливаем искусственным, волевым путем. Без учета как реальных, общественно необходимых затрат на их производство, так и их потребительской стоимости в той или иной стране, а также на мировом рынке.

МАЗАНОВ. Совершенно верно. Но чтобы ответ на поставленный редакцией "АиФ" вопрос был полным, необходимо напомнить, что нынешний хозяйственный механизм социалистических стран сформировался в условиях страшного товарного голода, при остром недостатке почти всех видов материальных ресурсов. И естественно, что это обстоятельство требовало жесткой централизованной директивно-командной системы управления. Во многом она была скопирована с советской экономической модели, которая возникла в аналогичных условиях.

НАЙДЕНОВ. А опыт НЭПа?

ШЕЙНИН. К сожалению, ленинская новая экономическая политика продолжалась недолго. И ее опыт серьезно не изучался.

МАЗАНОВ. Кроме экономических причин того, что социалистические страны обратились к советскому опыту экстенсивного развития, были, разумеется, и политические. Но главное для нас в ином: первоначально созданный тип хозяйственного механизма, который сыграл неоспоримую позитивную роль на этапе становления экономики социалистических стран, превратился в дальнейшем в тормоз их развития. Оставаясь длительное время по существу неизменной, эта модель хозяйствования на определенном этапе сама превратилась в фактор, воспроизводящий дефицит товаров и диспропорции в экономике.

Именно этот механизм и сейчас еще позволяет чиновнику, планирующему закупки товаров или их производство, свободно избегать какой бы то ни было материальной ответственности за свои действия. Поэтому решения, например, по импорту он зачастую принимает, руководствуясь не самой экономической целесообразностью (суть которой, в конечном счете, в том, чтобы удовлетворить интересы потребителя, в нашем случае - конкретного человека), а искаженными представлениями о ней. Чаще же он вообще просто идет на поводу у собственных представлений о том, что необходимо, красиво, модно.

Ну и, конечно, на результатах нашего сотрудничества сказывается и то, что его механизм сформировался под непосредственным воздействием национальных хозяйственных механизмов. Во взаимной торговле стран-членов СЭВ и сегодня все еще преобладает натуральный товарообмен, а не настоящая торговля с использованием цен, валюты, кредитов. Именно по этой причине мы не смогли, когда возникла потребность, оперативно закупить у наших партнеров дополнительное количество зубной пасты.

"АиФ". А что нужно сделать, чтобы механизм нашего сотрудничества заработал, как должно?

КОНЦЕПЦИЯ ЕСТЬ, НО КАК ЕЕ РЕАЛИЗОВАТЬ?

МАЗАНОВ. Именно этот вопрос находится в центре внимания экономистов, занимающихся проблемами сотрудничества стран-членов СЭВ. И у нас есть принципиальные представления об основных направлениях перестройки механизма сотрудничества.

Так, например, целесообразным представляется развертывание прямых связей между производственными объединениями и предприятиями. Есть также смысл превратить социалистические валюты во взаимно конвертируемые. Следует, наконец, обеспечить большую открытость национальных экономических границ и внутренних рынков стран- партнеров.

ПЕТУХОВА. Эти рекомендации уже начали реализовываться. Так, уже развиваются прямые связи между министерствами внутренней торговли стран- членов СЭВ.

Товарообмен сегодня осуществляется также прямо между универмагами и крупными магазинами СССР и других стран-партнеров, а также приграничными регионами, оптовыми торговыми организациями, столицами и городами-побратимами. Большую роль в этом товарообмене играют национальные (фирменные) магазины, открытые в других странах. Их сейчас насчитывается уже более 60. Наибольшее количество таких магазинов открыто в СССР и ЧССР. Общий объем взаимных поставок между универмагами СССР и других братских стран в 1985 г. увеличился по сравнению с 1981 г. более чем в 7 раз.

НАЙДЕНОВ. Да, о прямых связях сегодня говорят много. Но есть ли для их развития условия? Ведь не могут прямые связи между предприятиями в разных странах быть "прямее", чем они есть между предприятиями внутри страны?

Или давайте представим себе, что экономические границы уже открыты и завтра масса, скажем, советских туристов, имея при себе нерегламентируемое количество денег, отправится знакомиться с рынком малой страны...

ШЕЙНИН. Разумеется, при существующей дефицитности советского рынка такая мера, вряд ли поможет. Кроме того, даже если проблема дефицита в какой-то степени и решается, то пока еще остаются вопросы, связанные с различиями в системах ценообразования в различных социалистических странах. И пренебрежение этим обстоятельством ни к чему хорошему не приведет. Достаточно вспомнить, как все происходило, когда две соседние социалистические страны, где эти различия особенно существенны, открыли общую друг с другом границу. Жители одной из стран принялись закупать в универмагах другой промышленные товары длительного пользования, а население сопредельной страны, в свою очередь, заправлялось у соседей дешевым бензином, покупало по низким ценам некоторые продовольственные товары.

Так что решение проблемы лишь в коренной перестройке механизма сотрудничества.

МАЗАНОВ. Совершенно верно. Но прежде должна произойти перестройка национальных хозяйственных механизмов, поскольку, как мы уже выяснили, именно под их воздействием сформировались существующие ныне методы и инструменты сотрудничества.

Как известно, июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС определил концепцию перестройки системы хозяйствования в нашей стране и создал предпосылки для перевода этой концепции на язык практических действий. Но чтобы эти установки осуществить, нужно сломать все еще действующий механизм торможения. Ведь чиновник, о котором мы говорили, вряд ли согласится расстаться со своей привилегией решать.

Сейчас мы вводим в наш хозяйственный механизм элементы полного хозрасчета. Но это происходит пока лишь на уровне предприятий и объединений. Министерства и центральные ведомства остаются пока вне досягаемости воздействия экономических рычагов из-за их монопольного статуса блюстителей государственных интересов.

Кстати, эту свою внутрихозяйственную "функцию" ведомства уже давно перенесли и в сферу сотрудничества.

ШЕЙНИН. Разумеется, страны-члены СЭВ в своем сотрудничестве не могут не учитывать государственные интересы друг друга. Но не в том ли весь вопрос, как эти интересы верно определять, понимать? Мне кажется, что в них должны как можно более полно быть представлены чаяния и нужды конкретных людей. Тогда и их заинтересованность в своем более активном участии в сотрудничестве стран-членов СЭВ, прежде (всего в развитии прямых научно-производственных связей, значительно повысится. Ведь истинным генератором общественного прогресса является человеческий интерес, живое творчество масс, как говорил Ленин. Мы же, вслух признавая это, на деле в качестве двигателя прогресса пытаемся приспособить ведомственные интересы, которые нередко без всякого на то основания именуем государственными.

"АиФ". Думается, что в процессе сотрудничества стран- членов СЭВ необходимо учитывать весь комплекс существующих интересов. Однако удовлетворить их полностью можно будет лишь в том случае, если в реальной жизни людей, а, следовательно, и в их сознании, эти два фактора - сотрудничество стран-членов СЭВ и личное благополучие - перестанут существовать отдельно друг от друга, обретут причинно-следственные связи.

Наверное, все согласятся, что именно этот вывод следует из нашего сегодняшнего разговора, который, как нам представляется, в будущем есть смысл продолжить.

"Круглый стол" вел В. ГАНИН.

Смотрите также: