[Есть ответы] Ваши вопросы от 06.05.1988

   
   

Кто и в какие годы (с 1917 г.) был во главе Министерства обороны СССР?

О. Зеленин, Белая Калитва

ДЕКРЕТОМ II Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. в составе рабоче-крестьянского правительства был создан Комитет по делам военным и морским в составе В. А. Овсеенко (Антонова), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко. В начале ноября этот Комитет был преобразован в Совет народных комиссаров по военным и морским делам, а в конце ноября (начале декабря) создан Наркомат по военным делам (Наркомвоен). Возглавлял наркомат совет во главе с Н. И. Подвойским. С марта 1918 г. по 1924 г. наркомвоеном республики был Л. Д. Троцкий. Он же стоял во главе Реввоенсовета до конца 1924 г. Его сменил на этих постах М. В. Фрунзе.

В конце 1925 г. Народный комиссариат по военным и морским делам возглавил К. Е. Ворошилов. В 1934 г. центральный военный орган страны стал называться Народным комиссариатом обороны СССР (до 1946 г.).

В 1940 г. наркомом обороны стал С. К. Тимошенко. В 1941 г. на эту должность был назначен И. В. Сталин.

В 1947 г., когда уже существовало Министерство Вооруженных Сил СССР, его возглавил Н. А. Булганин (1947 - 1949, 1953 - 1955 гг.). В перерыве (1949 - 1953 гг.) министром был А. М. Василевский. С 1955 по 1957 г. руководство Министерством обороны СССР осуществлял Г. К. Жуков.

В последующем этот пост занимали Р. Я. Малиновский (1957 - 1967 гг.), А. А. Гречко (1967 - 1976 гг.), Д. Ф. Устинов (1976 - 1984 гг.), С. Л. Соколов (1984 - 1987 гг.). Сейчас Министерство обороны СССР возглавляет генерал армии Д. Т. Язов.

А. ЛОГИНОВ

* * *

Слышал, что в годы войны существовала чрезвычайная комиссия по расследованию злодеяний фашистов, возглавлял которую, кажется, писатель Алексей Толстой. Что ею было сделано?

В. Богомолов, пос. Светлый, Московская обл.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР была создана 2 ноября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. В ее задачу входили сбор документов, проверка и систематизация фактов о злодеяниях фашистских оккупантов и материальном ущербе, нанесенном ими, а также установление имен преступников и предание их суду. В состав этой комиссии входили: секретарь ВЦСПС Н. М. Шверник (председатель), Герой Советского Союза В. С. Гризодубова, секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, Николай - митрополит Киевский и Галицкий, академики Н. Н. Бурденко, Б. Е. Веденеев, Т. Д. Лысенко, Е. В. Тарле, И. П. Трайнин, писатель А. Н. Толстой.

В своей работе Чрезвычайная Государственная Комиссия опиралась на комиссии содействия, которые создавались в местах, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков, из представителей партийных, советских, военных органов и местного населения.

За время работы Чрезвычайная Государственная Комиссия собрала огромное количество документов, в том числе свыше 250 тыс. протоколов опроса свидетелей и заявлений о злодеяниях оккупантов, было рассмотрено 54 тыс. актов о преступных деяниях нацистов и около 4 млн. документов о причиненном материальном ущербе. В печати было опубликовано 27 сообщений о результатах ее работы. Эти документы помогли в определении ущерба, нанесенного нашей стране в результате оккупации.

Под пятой оккупантов в СССР погибло около 11 млн. человек, а 5 млн. советских граждан были вывезены в Германию и, по сути дела, превращены в рабов. За период войны Советскому Союзу был нанесен ущерб, равный 30% национального богатства страны. Невосполнимый урон нанесен культурным ценностям. По сообщению А. Розенберга - нацистского министра по делам оккупированных восточных территорий, для вывоза из СССР изъятых его ведомством художественных ценностей потребовалось 1418 тыс. железнодорожных вагонов, а 427 тыс. тонн подобного груза было вы везено морским транспортом.

В одном из документов Чрезвычайной Государственной Комиссии говорится о том, что немецко-фашистские оккупанты уничтожили или повредили 1670 православных церквей, 237 костелов, 69 часовен, 532 синагоги и 258 других культовых зданий.

Материалы Чрезвычайной Государственной Комиссии сыграли большую роль в ходе Нюрнбергского процесса над главными военными преступниками, разоблачив перед всем миром преступления фашистов против человечества и человечности.

А. НИКОЛАЕВ

* * *

Расскажите о судьбе фельдмаршала Паулюса после 1943 г. Говорят, он преподавал в советской военной академии?

А. Конев, Томск, А. Кухаркин, Калининград, Московская обл.

КОМАНДУЮЩИЙ 6-й немецко-фашистской армией под Сталинградом генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс пробыл в этом звании всего один день. 30 января 1943 г. по личному приказу Гитлера, являвшегося главнокомандующим германских вооруженных сил, он был произведен в фельдмаршалы и даже получил право присваивать воинские звания вплоть до генерал-лейтенанта. На следующий день, 31 января, он вместе со своим штабом капитулировал.

Сначала пленного фельдмаршала поместили в лагерь для военнопленных в Суздале, а 3 июля того же года вместе с другими пленными генералами перевели в лагерь Войково.

Следующей вехой в жизни Паулюса стало 8 августа 1944 г. В этот день он объявил о своем присоединении к движению "Свободная Германия", а также к антифашистскому "Союзу немецких офицеров", президентом которого был генерал артиллерии фон Зейдлиц (бывший командир 51-го корпуса в армии Паулюса). В своих записках бывший фельдмаршал отметил: "Решающее влияние на меня оказало также то, что я получил новые сведения о зверствах по отношению к гражданскому населению оккупированных восточных областей и к русским военнопленным".

Вскоре Паулюс выдвинул проект почетной капитуляции немецко- фашистской группы армий "Курляндия". Проект был одобрен советским командованием, и Паулюс направил личное письмо генерал-полковнику Шёрнеру, командовавшему этими войсками. Однако гитлеровское командование меньше всего думало о том, как сократить жертвы немецкого народа, письмо осталось без ответа. Но о Паулюсе "вспомнили" - его семью заключили в концентрационный лагерь.

После окончания войны Паулюс выступил на Нюрнбергском процессе свидетелем обвинения. О том, что побудило его к этому выступлению, написал он сам: "Внести вклад в разоблачение преступного характера войны, развязанной Гитлером него ближайшими помощниками, вскрыть соучастие его ближайших советников, знавших о всех его замыслах, было долгом перед Советским Союзом, на который мы напали".

О том, что Паулюс читал лекции по военным дисциплинам командному составу Красной Армии, сведений нет. Возможно, возникновение подобных версий связано с тем фактом, что Паулюс в свое время, до войны, был преподавателем военной истории и тактики в Германии. В Советском Союзе Паулюс пробыл до 1953 г., затем выехал в ГДР, в Дрезден. Он умер 1 февраля 1957 г.

К. ЗАЛЕССКИЙ

   
   

* * *

Красные следопыты, энтузиасты поиска с каждым годом открывают все новые имена воинов, совершивших подвиги. Каково их число на сегодняшний день?

Н. Золоторев, Новосибирск

СЕГОДНЯ НАМ ИЗВЕСТНО, что более 400 человек закрыли своими телами амбразуры вражеских огневых точек. Свыше 500 экипажей направили горящие самолеты на пехоту, танки, автомобильные колонны врага. Военные летчики совершили 607 воздушных таранов. Подорвали себя гранатами вместе с врагами, чтобы избежать плена, более 800 героев. Многие наши воины бросались со связками гранат под вражеские танки и вызывали огонь на себя.

Назовем лишь некоторые фамилии героев.

Александр Киров из Московской обл., Петр Самойленко из Полтавской обл., Александр Калоев из Северной Осетии закрыли своими телами амбразуры вражеских дзотов. Подорвали себя гранатами вместе с гитлеровцами Василий Петров из Калужской обл., Федор Сафонов из Московской обл. и многие другие.

В. ПЕТРОВ

* * *

Слышал, что наша страна до сих пор выплачивает долги и проценты по ленд-лизу. Так ли это?

И. Инютин, Иркутск

НАПОМНИМ, что такое ленд-лиз. По сути, это существовавшая во время второй мировой войны 1939 - 1945 гг. система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, сырья, продовольствия, различных товаров, информации и услуг, необходимых для, ведения войны, тем странам, оборону которых президент США сочтет существенной для безопасности Соединенных Штатов.

Именно задача обеспечения своей национальной безопасности, получение реальных военно-политических и экономических выгод определяли программу ленд-лиза.

Американские поставки были распространены на 42 страны и составили в стоимостном выражении на 31 декабря 1945 г. сумму, превышающую 46 млрд. долл. (13% военных расходов США). На долю Советского Союза пришлось 9,8 млрд. долл., или около пятой части всех поставок.

Следует отметить, это в начале войны американцы, равно как, впрочем, и англичане, не спешили с реализацией данных ими многочисленных заверений и обещаний. Только после разгрома гитлеровских армий под Москвой правительства США и Англии постепенно перешли к частичному выполнению своих обязательств по военным поставкам.

В американской исторической литературе получил широкое хождение тезис о том, что без поставок по ленд-лизу Советский Союз, мол, не смог бы одолеть фашистскую Германию. Несостоятельность такого рода утверждений очевидна. Имеющиеся цифры говорят сами за себя.

За все время войны США поставили СССР 14 450 самолетов, около 7 тыс. танков, 9,6 тыс. артиллерийских орудий. В течение последних трех лет Великой Отечественной войны советская промышленность выпускала ежегодно более 30 тыс. танков и самоходных орудий и до 40 тыс. самолетов. Все поставки промышленных товаров со стороны союзников за всю войну составили всего 4% советской промышленной продукции, т. е. покрывалась незначительная часть потребностей СССР того времени.

Что касается продовольствия, то и по этой статье СССР удовлетворялся в основном самообеспечением. В год он получал по ленд-лизу зерна, крупы и муки в среднем по 500 тыс. т, что равнялось всего лишь 2,8% заготовок зерна внутри страны.

Когда говорят об американской программе ленд-лиза, зачастую забывают (кстати, бывает и умышленно), что существовал и так называемый обратный ленд-лиз. Сами Соединенные Штаты получили по этому каналу порядка 7,4 млрд. долл. Весьма существенна в этом и доля СССР, который поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, а также золото, пушнину, платину, большое количество другой ценной продукции и сырья.

К моменту окончания второй мировой войны в процессе производства и на складах в США находилось значительное количество ленд-лизовских товаров. В этой связи советской стороне было предложено либо оплатить их, либо взять на себя обязательство по их оплате на условиях, которые должны были быть согласованы до передачи товаров. Советское правительство дало согласие на допоставки указанных товаров с их оплатой на условиях кредита. 15 октября 1945 г. было подписано соответствующее советско-американское кредитное соглашение. Однако в январе 1947 г. США в одностороннем порядке прекратили поставки СССР по этому соглашению.

В послевоенные годы стороны неоднократно предпринимали попытки достичь урегулирования взаимных претензий, связанных с ленд-лизом. Состоявшиеся в 1947 - 1948, 1951 - 1952 гг. и в 1960 г. переговоры между СССР и США на этот счет не увенчались договоренностью, поскольку Соединенные Штаты выдвигали явно завышенные требования о компенсации, что особенно контрастировало с платежами по ленд-лизу других государств. Так, Великобритания должна была уплатить в течение 50 лет компенсацию в сумме 650 млн. долл. ежегодно равными частями с начислением, начиная с 1951 г., 2% годовых. От СССР же требовалась компенсация в размере 1,3 млрд. долл. с выплатой в течение 30 лет и с начислением 2,315% годовых.

В 1972 г. переговоры были возобновлены, и 18 октября того же года было подписано Соглашение об урегулировании расчетов по ленд-лизу, взаимной помощи и претензий.

Соглашением предусматривается глобальная сумма компенсации, включая проценты, в размере 722 млн. долл. с погашением в период до 1 июля 2001 г.

На сегодняшний день указанная сумма задолженности СССР по ленд-лизу не выплачена, поскольку США до сих пор не выполнили основного требования, предусмотренного Соглашением 1972 г., а именно - предоставить Советскому Союзу режим наиболее благоприятствуемой нации в торговле с США, а также экспортные кредиты и гарантии. В связи с неприемлемой для СССР позицией, которую США заняли впоследствии в этих вопросах, реализация Соглашения об урегулировании расчетов по ленд-лизу остается незавершенной.

В. СРЕДИН

Смотрите также: