Под таким заголовком американский журнал "Ньюсуик" опубликовал обзор, приводимый ниже с сокращениями.
ДЛЯ РОБЕРТА ХЕРША это стало кошмаром, который никак не кончался. В течение четырех лет Херш успешно работал руководителем среднего звена в компании "Хьюз эйркрафт". Затем компанию купила корпорация "Дженерал моторc", и его карьера дала сильный крен. В рамках кадровой перестройки он стал отвечать за закупку ручек и карандашей. Он обнаружил, что много старых заказов не выполнено, а в отчетах царит настоящий хаос. Большая часть дня у него уходила на умасливание рассерженных секретарш. Он напряженно трудился - рано приходил на работу, поздно уходил домой, работал и в перерывы. Однако, рассказывает Херш, ситуация продолжала ухудшаться. Его начальство намекнуло, что его должность, возможно, сократят. Оно игнорировало его прилежание и заносило в его личное дело самые мелкие ошибки. Он даже не был включен в список приглашенных на прием в своем отделе.
Напряжение сказалось. Херш похудел на 20 фунтов. От него ушла жена. Он перенес нервный срыв. Его состояние стало отражаться и на его коллегах. Однажды, рассказывает Херш, один из сотрудников появился на работе, размахивая пистолетом. Наконец, Херш подал иск на компенсацию, возложив вину за свои проблемы со здоровьем на "Хьюз эйркрафт". На прошлой неделе он получил от компании в качестве компенсации 20 тыс. долл.
По данным исследования, проведенного рекламным агентством "Д'Арси Бентон энд Боулс", три четверти американцев говорят, что работа создает для них стресс. В своем исследовании от 1985 г. Национальный центр статистических данных в области здравоохранения указывал, что более половины из 40 тыс. опрошенных испытали "серьезный" или "умеренный" стресс в течение предыдущих двух недель.
Однако работодателей заботят не только медицинские, но и судебные издержки. В прошлом году американцы подали рекордное число исков на компенсацию, связанную со стрессом, жалуясь абсолютно на все - на грубых начальников, несоблюдение правил техники безопасности и т. д. В целом на эти иски приходится 14% общего числа исков, связанных с профессиональными заболеваниями, тогда как в 1980 г. этот показатель составлял менее 5%.
Многие недовольные работники пинают начальника в самое больное место - его карман. Рассмотрим случай Донди Гонсалес, управляющей пунктом проката мебели в г. Палм-Спрингс (Калифорния). По ее словам, стресс был вызван враждебно настроенной начальницей, которая преисполнилась решимости заблокировать ее карьеру в компании. Проводя ревизию в демонстрационном зале впервые за несколько лет, эта начальница поставила ей низкую оценку за дохлого сверчка, которого она обнаружила на полу, и обвинила ее в слишком больших счетах за междугородные переговоры, которые, кстати, велись из другого магазина. Перенеся на работе микроинсульт, Гонсалес подала иск на компенсацию, заявив, что ее болезнь была вызвана стрессом. Последовало более года слушаний, и Гонсалес согласилась уладить дело вне суда примерно за 50 тыс. долл.
Недавно сотрудник телефонной компании "Пасифик Белл" в Риверсайде (Калифорния) настолько возмутился, когда его лишили пенсионных льгот, что захватил заложников и уничтожил телефонную аппаратуру компании на сумму 10 млн. долл. Редактор "Британской энциклопедии" в Чикаго попытался отомстить за свое увольнение, проникнув в компьютер компании и начав "переписывать историю". Перед тем как его застигли с поличным, этот человек успел заменить имена исторических деятелей на имена сотрудников энциклопедии, а Иисуса на Аллаха на многих страницах.
Поскольку на карту поставлены миллиарды, компании начинают принимать меры. Десятки из них сейчас открыли для своих сотрудников курсы "по борьбе со стрессом", предоставляя самую разнообразную помощь - от групповых консультаций до гипноза.
В прошлом году Бюро технологических оценок США сообщило, что компьютеры используются для контроля за 6 млн. работающих американцев. Самой зловещей тактикой является использование собственного компьютера работника, чтобы шпионить за ним. Руководители измеряют производительность труда, регистрируя число ударов в минуту, и следят за перерывами, наблюдая за временем простоя компьютеров.
А в одном из случаев кассирша авиакомпании "Юнайтед эйрлайнз" заявила, что она перенесла нервный срыв из-за "запугивания по поводу перекуров". Она сообщает, что ей было разрешено расходовать на перерывы лишь 12 минут в течение 7,5-часового рабочего дня. Однажды она перерасходовала это время на 13 минут, и начальник пригрозил уволить ее в случае рецидива.
Проанализировав проблемы, компании избирают разнообразные подходы к их решению. Кембриджская исследовательская лаборатория в Бостоне предлагает курсы восточного искусства тайцзицюань, чтобы помочь своим работникам выпустить пар. "Лонг-Айленд лайтнинг компани" тратит 200 тыс. долл. в год на консультанта по биологической обратной связи. Другие фирмы учредили программы, направленные на восстановление у своих сотрудников чувства контроля над своей жизнью. Бостонская больница "Бет-Исраэль" организовала программу, позволяющую медсестрам самим организовывать уход за больными без постоянного надзора со стороны врачей.
Смех также может быть средством борьбы со стрессом. Такие компании, как "Мэнвилл", "Сейфуэй сторз" и "Нортуэстерн Белл телефон", подготовили "программы юмора", которые помогают их сотрудникам расслабиться. Учить работников не принимать работу слишком всерьез - также излюбленная тактика консультантов по проблемам стресса.
Насколько эффективны эти программы на деле? Многие корпорации приводят данные, свидетельствующие о повышении производительности труда. Однако обследование 1700 компаний министерством здравоохранения показало, что лишь в 4,2% из них сократились издержки на медицинское обслуживание. Некоторые специалисты объясняют непоследовательность результатов случайностью выбора и несистематическим осуществлением большинства программ по борьбе со стрессом.
Кроме того, специалисты указывают, что компании мало что могут сделать, если работники не идут им навстречу.
Для тех работников, которые хотят снять напряжение, специалисты рекомендуют несколько способов расслабиться. Аллин Элкин, директор программы в компании "Стресскэйр", предлагает дышать животом, заниматься медитацией и вызывать в уме "образы" (например, воображаемые картины тепла). Он также рекомендует "перестройку восприятия" - этот затейливый термин обозначает заботу о том, чтобы не расстраиваться по пустякам.
Смотрите также:
- Здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни человека. Внимание здоровью здоровых →
- ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА. Здоровый мужчина средних лет →
- Жить стали... дольше? →